Клуб имени И. И. Косолапкина, позже Дом культуры. Репродукция А. С. Мансурова из фондов ухтинского историко-краеведческого музея

 

 

 

 

 

 

2

Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко)

 

1

В начале пути, когда было основано лагерное поселение Чибью, а затем Ухтпечлаг, вся культурная жизнь строго регламентировалась документами партии, правительства и различных ведомств.

«Положение об исправительно-трудовых лагерях», принятое Постановлением СНК СССР 7 апреля 1930 г., содержит раздел «Культурно-воспитательная работа», который определил ее необходимое присутствие в жизни подобных учреждений как обязательное условие. В нем было предусмотрено два пункта. Согласно первому из них, «культурно-воспитательная работа в лагерях должна соответствовать классовому характеру всей исправительно-трудовой системы лагерей с преимущественным обслуживанием заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства». Были поставлены задачи приобщения заключенных к культуре. Все неграмотные в возрасте 50 лет обязаны посещать в свободное время культурно-воспитательные учреждения лагеря». Клубная, театральная, научно-лекционная и иная просветительная работа организовывалась на основе самодеятельности заключенных.

В «Исправительно-трудовом кодексе РСФСР », датированном 1 августа 1933 г., в разделе «Политико-воспитательная работа» предусматривалась работа культурно-массовой секции. Она должна была руководить политической и культурно-просветительной работой, работой общественных организаций, лишенных свободы, школой, кино, библиотекой, театрами, физкультурной работой и т.д.

20 апреля 1940 г. было принято «Временное положение об отделении культурно-воспитательной работы ГУЛАГа НКВД СССР», а также «Положение о культурно-воспитательной работе в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД». В нем записано, что «культурно-воспитательная работа в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР имеет своей целью:

Основными видами культурно — воспитательной работы в лагерях и колониях НКВД являются: а) политмассовая работа, б) производственно-массовая работа, в) стенная печать, г) школьная работа, д) клубно-массовая работа, е) библиотечная работа».

На культурно-воспитательный отдел была возложена работа по обмену опытом между исправительно-трудовыми лагерями, руководство трудовым соревнованием среди заключенных, способствование внедрению в производство стахановских методов труда.

Первые заявки на культурно-воспитательную работу содержатся в докладе начальника экспедиции С. Ф. Сидорова о техническом состоянии промысла в Чибью 2 сентября 1929 г. В него включена запись о том, что «…пришлось выбросить бархатный футляр, музыкальные инструменты оказались запакованными в фанерном ящике и за 1,5 месяца путешествия по воде наполовину расклепались». Уже при комплектовании первой экспедиции думали о последующей организации культурных мероприятий.

Традиционно в организации культурно-воспитательной работы остро стоял кадровый вопрос. Как нигде, наблюдалась частая смена работников, которые сами едва приобщились к начальным культурным навыкам, а их моральный облик не соотносился с понятием культурного человека. Приобщение лагерников к культуре и перековка кадров по определенной схеме стала неотъемлемой кропотливой ежедневной работой каждого лагерного пункта.

Вся ответственность за культурно-воспитательную работу возлагалась на Культурно-воспитательный отдел (КВО) лагерного Управления. Ему подчинялись культрно-воспитательные части (КВЧ) лагерных отделений. В каждом лагерном отделении был свой клуб или приспособленное помещение.

Тепер Исаак Яковлевич, 1901 г. р. Родился на Волыни, в Западной Украине. Осужден Коллегией ОГПУ 3.01.1930 г. по статье 58-10 на 10 лет. В Ухте с 1930 г. Освобожден 20.02.1933 г. Работал исполняющим обязанности начальника секции бурения промысла №2, с 1.03.1933 г. начальником промысла

 

 

3

Кузьмин Леонид Ильич, 1904 г. р. Родом из крестьян, был пастухом. Вступил в комсомол, в Ленинграде учился в электротехникуме, занимался общественной работой. Служил в Красной Армии, направлен на комсомольскую работу в деревне избачем в избе-читальне, пионервожатым. Окончил Совпартшколу (1922-1924), занимался культурно-просветительной работой в деревне. Призван в Красную Армию (1926-1928 гг.). В 1928 г. – демобилизован и направлен на работу в Северные лагеря ОГПУ.

Очевидец событий, писатель О. Вишня отмечал, что «лагерная работа, в условиях Крайнего Севера, со специфическим составом работников, присланных сюда для исправления и перековки, для – если можно так выразиться, — перерождения, — работа очень и очень нелегкая и для рядовых работников, тем более она трудна и сложна для работников руководящих, ибо на них ложится большая ответственность и за перековку преступно-отрицательного элемента, и за разрешение исторической задачи – превратить Север в цветущий индустриальный край Советского Союза».

Работа началась с создания культбригады «Синяя блуза» и организации вечеров художественной самодеятельности.

По состоянию на 19.01. 1931 г. за культурно-воспитательной частью числились начальник КВЧ И. Я. Тепер, которого О. Вишня назвал «пионером культурно-воспитательной работы», воспитатель Степан Григорьевич Морозов, киномеханик Борис Иванович Фрейман.

В марте 1932 г. руководителем КВО Ухто-Печорского лагеря стал Л. И. Кузьмин. Он был также редактором газеты «Тракт», а затем центральной газеты «Северный горняк». О нем, как о типичной фигуре, и общее представление о культурно-воспитательной работе дает очерк О. Вишни «Леонид Ильич Кузьмин». По словам писателя, «жизненный путь Л. И. Кузьмина – это путь активиста, путь сознательного работника Социалистической Стройки, выросшего и окрепшего в годы Революции».

В очерке «Тевель Гликман» О. Вишня рассказал о типичной судьбе человека, который был объектом «перековки», и из обыкновенного воришки стал буровиком, старшим культоргом, корреспондентом лагерной газеты.

Писатель отчетливо видел разницу в работе над классовым врагом: «Культурно-воспитательная работа в лагерях с рабочими и специалистами, с людьми различного и культурного, и морального уровня, с людьми, случайно совершившими преступление – с одной стороны, и с закоренелыми и упорными врагами советской власти и существующего строя, — с другой – работа среди этих людей и над ними, над их перевоспитанием, их перековкой – работа очень сложная и разнообразная».

Среди многих, кто был привлечен к работе из заключенных, и преподавал на курсах КВО с 1936 г., был Николай Иванович Полосухин 1904 г.р., из дворян, историк с высшим образованием, осужденный коллегией ОГПУ в 1932 г. по статье 58-4-10 на 5 лет.

В декабре 1933 г. по приказу Я. М. Мороза был организован оперативный штаб по работе культурно-воспитательного отдела. В нем работали начальник снабжения Эглит, начальник производственно-технического отдела Матвеев, главный инженер Ухтпечлага Максимович, начальник КВО Федоров и секретарь Гиндин. Штабу выделили помещение, самолет К-5 с радиостанцией. Штаб объезжал все клубы, оказывал помощь культбригадам по организации работы.

Для ведения культурно-просветительной работы, по данным историка А. Н. Каневой, летом 1930 г. под клуб приспособили технический сарай, оставшийся от дореволюционного нефтепромысла недалеко от устья Чибью. Его отремонтировали, поставили скамейки, сделали сцену и назвали клубом Промысла №1. Позже здание клуба построили за территорией нефтеперерабатывающего завода, который называли Центральной бригадой КВО.

В январе 1934 г. начали строить клуб на месте современного здания Свято-Стефановского храма на Октябрьской площади. Клуб открылся 30 апреля 1934 г. В нем зародилась театральная жизнь, без которой трудно представить современную Ухту. Здание клуба было развернуто на 45 градусов относительно нынешней проезжей части Октябрьской улицы и смотрело фасадом в сторону современного здания ПечорНИПИ нефти. Его назвали клубом имени бурового мастера И. И. Косолапкина. В здании клуба несколько раз возникали пожары, и оно было уничтожено огнем 29 января 1949 г. Новое здание в каменном исполнении открылось 30 апреля 1951 г., в котором до 1991 г. находился Центральный Дом культуры нефтяников.

Здание Центрального Дома культуры нефтяников в кирпичном исполнении на месте сгоревшего деревянного Дома культуры.
Репродукция А. С. Мансурова

4

В дневнике О. Вишни записано, что «в Чибью два клуба-театра: один называется «городской им. Косолапкина», а другой – в рабгородке (1 промысла)». 20 августа 1934 г. на Промысле №1 был промышленный слет ударников. К этому дню приурочили открытие рабочего городка на правом берегу в излучине р. Ухты и там нового клуба на 600 мест.

Клуб на Водном Промысле №2 упоминается в очерке Д. Г. Хомякова о промысле и датирован 1931 г. Газета Промысла №2 «На вахте» 12 мая 1935 г. сообщила, что новый клуб обязуются построить за 75 дней. Премьера спектакля состоялась 23 декабря 1935 г.

Клуб на Водном промысле. Рисунок неизвестного художника. 1935 г.

5

В «Отчете о пятилетней деятельности Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря ОГПУ СНК СССР за 1929-1934 гг.» приведены следующие данные: «Для культурно-массовой работы имеется 49 клубов и красных уголков, 23 школы «Ликбез», 17 школ для малограмотных, 27 групп, ведущих политзанятия, библиотека, насчитывающая ок. 20000 книг. Выпускается газета «Северный горняк» (тираж 2500 экземпляров в пятидневку) и научный журнал «Недра Советского Союза», издаются стенные газеты на 73-х производственных пунктах».

Остап Вишня охарактеризовал работу лагеря как «от ликбеза – к высшим формам театрального искусства»: «Ведь если раньше малюсенькая агитбригада была новостью, если какой-нибудь простенький хиленький драмкружок радовал и воспитателей, и воспитанников, какой-нибудь струнный оркестрик со связанными на треснувших балалайках струнами, гармошкой с продранным мехом веселили слух, то теперь уже можно [говорить] о большом, политически и художественно крепких агитбригадах (во множественном числе), о большом, не только по величине, но и по художественной работе, центральном театре, настоящем, хорошем театре, о целой группе клубов, во главе с новым клубом в гор. Чибью, где работа поставлена по всем правилам клубного мастерства.

Теперь вы уже слышите большой духовой оркестр, вы видите игру футбольных и волейбольных команд на стадионе…

Это уже не робкие ростки культурно-воспитательной работы, это уже большое и крепкое дерево со многими и многим разветвлениями…

Мы уже не говорим о многих десятках драмкружков, хоровых кружков и пр. разбросанных на громадной территории Ухто-Печорского лагеря…

Целая сеть библиотек, с тысячами томов – все это теперь к услугам работников Ухтпечлага».

После Л. И. Кузьмина известны еще несколько имен начальников КВО и работников отдела. В течение нескольких месяцев до 4 августа 1934 г. обязанности начальника КВО исполнял С.Ф. Бельков. 28 августа 1934 г. начальником КВО назначили Димова. О нем также упоминает О. Вишня: «Димов был в отпуске 2 месяца и вернулся для всех неожиданно – все думали, что он вырвался и не вернется! Он – работник из Донбасса, молодой и, кажется, неплохой парень».

Помощником начальника КВО примерно в это же время был Федоров, который исполнял обязанности инспектор КВЧ в Воркутинском отделении.

Начальником КВЧ Водненского Промысла №2 приказом 10 июля 1934 г. № 235 был назначен К. А. Житов. Тем же приказом руководителем правления клуба и ответственным за организацию культотдыха назначен заключенный Кутасов.

«Постановление расширенного совещания культвоспитработников Ухтпечлага НКВД о состоянии культвоспитработы и задачах на 1 квартал 1935 года», датированное 4 февраля 1935 г подписал начальник КВО Олюнин. Им же подписан план культурно-воспитательной работы по Ухтпечлагу НКВД на март-апрель 1933 г. План состоял из шестнадцати разделов:

  1. Оргработа
  2. Ударничество и соревнования
  3. Хозрасчет
  4. Клубно-массовая работа
  5. Профтехобразование и подготовка кадров
  6. Политобразование
  7. Ликвидация неграмотности и малограмотности
  8. Работа среди женщин
  9. Работа с отрицательным элементом
  10. Работа с нацменами
  11. Работа ИТР и рационализации
  12. Производственный контроль
  13. Работа печати
  14. Периферийная печать
  15. Радиоаппаратура
  16. Киноработа.

Клубно-массовая работа была возложена на инспектора КВО по клубно-массовой работе и обязывала проверять состояние работы в подразделениях, заменять кадры на трудоспособные. Инспектор должен был разработать репертуар пьес, размножить их для подразделений, наладить работу агитбригад, «построив их тематику на производственно-злободневном материале». КВЧ подразделений должны были провести конкурсные вечера художественной самодеятельности с установлением премий за лучшие исполнения, «наладить агитационную работу в клубах, общежитиях и на всех производственных объектах, отражающую все моменты производственной, культурной и бытовой жизни подразделения».

По данным А. Н. Каневой, в августе 1937 г. на отчетно-выборном собрании парторганизации Ухтпечлага присутствовали начальник КВО Алексей Степанович Брюханов, инспектор КВЧ Василий Ильич Осин, помощник начальника КВО управления Марианна Вдовина, начальник КВЧ 1 лаготделения в Чибью Семен Николаевич Сухих, начальник КВЧ 4-го лаготделения (совхозы) Владимир Иванович Брязгин, Лаап – заведующий научно-технической библиотекой.

Деревянное здание клуба в п. Шудаяг (Сангородок) постройки 1930-х годов сохранилось до наших дней
Фото В. А. Авдеева

6

Приказом №369 10 сентября 1939 г. Землянский Никита Георгиевич назначен на должность начальника КВЧ с 7/IX-1939 г. на Яреге. Приехал из Воркуты в 1936 г. с семьей. С 1940 г. он был первым заведующим клубом в Сангородке, в 1941 г. переехал в Ухту. В 1941 г. инспекторами КВЧ на Яреге работали Протасов Василий Семенович, Вишератин Семен Иветович, Бирюков Николай Семенович, заведующим клубом Натан Исаакович Левинтов.

Именной список работников КВЧ промысла №2 им. ОГПУ на 23 июня 1934 г.

№ п/п

ФИО

Заним. Должн.

Кем осужден.

Ст. УК

Срок

1

Амосов Николай Иванович

восп. стройчасти

ОГПУ

16,59-3

5

Архипов Михаил Прокофьевич

зав. транс. узла

ОГПУ

П.ВЦИК

10

Бердиев Бекки Эмир

зав. профтехоз

ОГПУ

58-11ч.2

10

Гусев-Мельников Владимир Иванович

зав. клубом

н/судом

59-3

5

Григорьев Владимир Иванович

художник

ОГПУ

58-8-10-11

8

Коршунов Илья Васильевич

делопроизв.

по ОГПУ

35-58-14

3+3

Кубасов Федор Григорьевич

ст. восп.

ОГПУ

103

5

Маркус Владимир Андреевич

восп. лес. заг.

н/судом

109

8

Снитков Иван Петрович

восп. бур. сек.

н/судом

109

5

10 

Сотников Василий Прокофьевич

Зав. б-ой

ОГПУ

151-152

1

11 

Соловьев Николай Александрович

восп. транс.

н/судом

П.ВЦИК

3

12 

Херсонский Владимир Александрович

восп. НЭС, СЭС

ОГПУ

35

10

13 

Якобсон Борис Борисович

восп. Крохаль

 

П.ВЦИК

 

В первые десять лет существования будущего города в условиях лагерной системы произошло становление не только производственной инфраструктуры, но и развитие культурных и научных учреждений. Действовала сеть клубов, библиотек, школ, горный техникум, работал театр, издавались газеты, творили писатели и художники, значительно улучшился быт населения.

В 1939 г. в составе исполкома районного Совета был создан отдел народного образования. В его штате числился инспектор по политпросветработе. Началось формирование органов управления культпросветработой в составе гражданской власти на территории Ухтинского района.

В 1940-е годы был образован отдел культпросветработы, который постоянно подвергался реорганизации и, начиная с 1950-х гг., работал стабильно.

В 1954 г. летом началось оборудование здания под клуб на Асфальтитовом руднике. В день 25-летия Ухтинского комбината состоялось торжественное открытие клуба. Клубу выделили пианино, новую киноустановку, 1250 книг из Ухтинской библиотеки.

На фоне клуба в п. Асфальтитовый рудник группа любителей игры в бильярд. Справа налево Г. Д. Тиктинский, Б. Н. Чебоксаров.
Фото из архива Г. Г. Тиктинской

7

В 1955 г. при редакции городской газеты «Ухта» сформировалось литературное объединение, которое стало хорошей школой мастерства для многих известных впоследствии журналистов и писателей.

Осенью 1956 г. началось обустройство будущего Парка культуры и отдыха им. 40-летия ВЛКСМ, а Парк им. М. Горького, открытый в 1937 г., стал детским парком.

Территория будущего парка культуры и отдыха имени 40-летия ВЛКСМ.
Фото А. С. Мансурова

8

Фото  Парк КиО в 1960-е гг.
Фото А. С. Мансурова

 

 

 

 

 

9

Самигулина Елизавета Ивановна 12.11.1938-20.08.1995. Заслуженный работник культуры Коми АССР. Директор Парка КиО (1969-1986). Начинала заведующей клубом на Пионер-горе.

10

11

Деревянная танцплощадка в Парке КиО

 

 12

Телевышка на Пионер-горе. Начало 1960-х гг.
Фото А. С. Мансурова.

 

13

Фотография на стадионе «Динамо» в конце 1930-х гг.

В 1958 г. при городских школах № 2 и11, на Пионер-горе, в поселке Водном образованы специальные ликпункты, где учителя проводили занятия с неграмотными и малограмотными. Всего по Ухтинскому району тогда было охвачено 120 человек в возрасте от 16 до 50 лет.

В то же время, культурный уровень города был достаточно высоким. По воспоминаниям выдающегося дирижера современности Ю. М. Арановича, который в 1960 г. с Ярославским симфоническим оркестром побывал в Ухте, успех был ошеломляющим. Дирижер просил руководство филармонии в таких городах, как Ухта, планировать не 2, а 4-5 концертов.

В июле 1960 г. начала работу Ухтинская студия телевидения трансляцией программ на Ухтинский и Троицко-Печорский район. Директором ее был назначен Берлянт Д. Л., позже Ф. М. Трубачев. Спустя десять лет в Ухту пришло центральное телевидение.

Ухта традиционно богата фотохудожниками, которые в 1962 г. создали фотостудию «Тиман». Выставки ухтинских фотографов украшали фойе Центрального Дома культуры, актовые залы предприятий и организаций, послужили прекрасным материалом для первого фотоальбома об Ухте, изданном в 1944 году, фотоальбома «Ухта» 1979 года, других иллюстрированных изданий. В ряду имен ухтинских фотомастеров основатель первой фотографии в городе В. П. Надеждин, фотографы В. А. Семенов, И. Н. Кильдюшев, Л. К. Борисов, А. С. Мансуров, Н. В. Быков, В. В. Шабунин, А. А. Скорняков, О. А. Сизоненко, C. Н. Cоколов и другие.

В 1963 г. в районе было 45 библиотек с книжным фондом 390 тысяч 800 экземпляров. В районе функционировало 44 клуба и 66 киноустановок, как отмечала газета «Ухта».

Тогда же было зарегистрировано творческое объединение композиторов под руководством П. Ф. Вейса. Давно стал библиографической редкостью сборник песен ухтинских авторов «Моя Ухта» на стихи и музыку ухтинцев. Визитной карточкой Ухты стала песня И. Г. Воронина «Мой город возвышается над северной рекой».

14

Коллектив Ухтинской студии телевидения. Сидят: Ю.А. Семейкин, А. М. Ковтуненко, И. Куликова, Г. М. Семейкина, К. Г. Лебедченко, А. А. Рулева, Б. В. Бакатанова, В. И. Ильин, Ф. М. Трубачев. 2-й ряд:.?, Л. Пестерева, Л. Борисов, Сканунов, Т. Дорофеева, В. Забалуева, Н. Лебедева, Э. К. Пиндрус, У. И. Носова, Т. В. Просужих, Н. А Володарский, Т. М. Каделя. 3-й ряд: Соколовский, И. Г. Воронин, В. И. Лужков, Я. Г. Колунтаев, Н. Ярыгина, Ф. Володарская, А. Бочкарева, Л. Кейн, ?, ?, И. Чередова, Н. Подоров, И. Ульяницкий, В. Суляева, Ан. Ярыгин. 4-й ряд: ?, И. Ивков, А. Гриненко, Г. Коржакова, В. Соболь, С. Волковинский, ?, В. Г. Лебедченко, Р. Н. Гладких, Г. И. Помадов, Г. Е. Лисецкий, С. Карпов. 5-й ряд: В. А. Худяев, Ю. Никифоров, Ю.?, ?, ?, ?, В. Г.Богданов, ?

 15

Воронин Иван Георгиевич 30.09.1921-28.11.1991. Заведующий Ухтинским отделением Коми конторы по прокату кинофильмов, самодеятельный композитор, заслуженный работник культуры Коми АССР.

Вопросы организации культурно-массовой и воспитательной работы регулярно обсуждались на сессиях Ухтинского горсовета. В 1966 г. в районе насчитывалось 6 домов культуры, 38 клубов, 49 массовых библиотек, 2 кинотеатра, 95 киноустановок, 5 детских музыкальных школ и студия телевидения, радиофицированы все населенные пункты. Но состояние зданий и оборудования требовало их принципиального улучшения. В следующем году 30 апреля открылся широкоформатный кинотеатр «Юбилейный», 6 ноября — Дворец пионеров и школьников, дом культуры «Авиатор».

Важным фактором для улучшения материальной базы учреждений культуры стало строительство магистрального нефтепровода Уса-Ухта-Ярославль и системы магистральных газопроводов «Сияние Севера». Развитие нефтегазовой отрасли повлекло увеличение финансирования, приток населения и изменение культурного облика города.

В 1968-1970 гг. были построены три новых клуба, в микрорайоне Дежнево на 250 мест, реконструирован клуб в п. Водный, за счет средств объединения «Коминефть» произведен капитальный ремонт Центральной городской библиотеки, в Парке культуры и отдыха началось строительство зимнего танцевального павильона. Для большинства клубов был закуплен новый инвентарь и оборудование.

В отрасли культуры постоянно работала система повышения квалификации работников – единая система учебы, проводились семинары, школа кульпросветработника, ежемесячный университет передового опыта. В 1977 г. в государственных и ведомственных учреждениях культуры работало 358 творческих работников. Применялись самые различные формы работы с населением – клубные дни на производстве, конкурсы профессионального мастерства, недели трудовой и революционной славы, театрализованные праздники, праздники улиц. Фестивали самодеятельного народного творчества проводились в форме традиционных праздников «Ухтинская весна», «Сельские зори», марш-парад духовых оркестров», формировались новые фольклорные коллективы, исполняющие коми народные песни и танцы. Тогда в городе и пригородах работало 380 коллективов художественной самодеятельности, в которых занималось до 13 тысяч человек. Наиболее многочисленными были коллективы медицинских работников, завода «Прогресс», школ города. Десять творческих коллективов удостоены звания народного.

Участники вечера памяти А. С. Пушкина на сцене ГДК

 

 

 

 

 

16

Первый праздник пушкинского стиха в Детском парке 4 июня 1977 г. На переднем плане организатор праздников краевед А. Н. Козулин

17

Республиканский фестиваль молодых исполнителей, посвященный 60-летию Октября, назвал в числе лауреатов вокально-инструментальные ансамбли дома культуры «Авиатор», дома культуры газоперерабатывающего завода, коллектив ПКиО.

 18

Батраков Александр Иванович, Л. Н. Дудина (слева) В. И. Ракина, начало 1970-х гг.

В городе зародилась традиция проведения праздников пушкинского стиха, и она стала одной из важных составляющих культурной жизни Ухты. Своими корнями она уходит ко времени открытия в 1937 г. в п. Чибью памятника поэту. Ежегодно в городе отмечается День памяти поэта большим поэтическим праздником, организатором которого является режиссер ГДК заслуженный работник культуры Республики Коми

Л. Н. Дудина и коллектив ее единомышленников. 6 июня в день рождения А. С. Пушкина возле памятника звучат его стихи в исполнении юных чтецов, профессионалов сцены и поэтов. Эти мероприятия стали своеобразным символом культуры города.

В 1980-е годы развернулось движение «За город высокой культуры». Ухтинские делегации представляли культуру на сценических площадках городов и сел республики, выезжали на российские фестивали и конкурсы, принимали у себя делегации из Ловечского округа Болгарии.

В мае 1980 г. состоялось торжественное открытие памятного знака ухтинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Возле этого мемориала проходят городские мероприятия, традиционно посвященные памяти воинской славы.

19

Открытие персональной выставки А.В. Тимушева в Доме творческих работников. 1992 г. На фото слева направо сидят: Л. Вохмина, В. Вохмин, Л. Маслова, В. Маслов, В. Васяхин, Н. Гудкова, А. Гудков, К. Гудкова, ?, ?, ?, Н.Черепанова. Второй ряд: А. Докучаев, В. Шабунин, О. Сизоненко, В. Видяcкин, А. Тимушев, В. Воробьева, ?, ?, В. Нещеретов, Е. Нейшпапа. © Д

 

Накануне отделения от Ухты Сосногорского района насчитывалось 39 Домов культуры и клубов, 117 библиотек, 112 киноустановок, семь детских музыкальных школ, художественная школа, народный краеведческий музей в с. Усть-Ухта.

После разделения районов в Ухте и пригородной зоне в 1980 г. насчитывалось 22 дома культуры, 24 массовые библиотеки, пять детских музыкальных и художественная школы, два кинотеатра, два парка, бюро путешествий и экскурсий, 235 творческих работников.

В 1981 г. открылся Ухтинский историко-краеведческий музей, который стал собранием реальных свидетельств истории города.

Работники культурной отрасли в Центральном Доме культуры нефтяников, 1980-е гг. В центре И. Н. Кильдюшов

20

Знаменательными событиям в культурной жизни Ухты и республики стало открытие в декабре 1983 г. Дворца культуры и техники, ныне — Городской Дворец культуры (ГДК). В нем разместились залы на 900 и 230 мест, репетиционные классы, просторное фойе. Постепенно основные творческие коллективы переместились из Центрального Дома культуры нефтяников в новый Дворец культуры и техники. В 1993 г. здание ЦДК было передано в распоряжение Сыктывкарской и Воркутинской епархии, там находится Храм Стефана Пермского.

Книжная ярмарка в Парке КиО. 1970-е гг.

 

 

 

22

Нещеретов Виктор Николаевич 1939-1993. Заведующий отделом культуры Ухтинского горисполкома в 1975-1993 гг. Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1981).

21

Создание Творческого объединения художников Ухты в 1984 г. сделало традиционным мероприятием ежегодную Осеннюю выставку, приуроченную к празднованию Дня города. Работа выставочного зала Детской художественной школы позволяет горожанам знакомиться с творчеством многих известных и начинающих художников.

В мае 1985 г. был открыт первый в Республике Коми Дом журналистов (с июля 1991 г. – Дом творческих работников), в котором собирались литераторы, журналисты, фотохудожники, клуб фронтовых друзей, устраивались художественные выставки. Директором Дома журналистов был член Союза фотохудожников и член союза журналистов СССР И. Н. Кильдюшев.

Существенный вклад в развитие культуры города на протяжении длительного периода, начиная с 1960-х г., внесли общественные организации, которые занимались популяризацией знаний об истории края, распространением книг, заботились о благополучии семей и детей без родителей, способствовали развитию творчества горожан.

Более сорока лет с 1950 по 1991 г. распространением научной, политической и экономической информации занималось общество «Знание».

В 1975-1990 гг. активно работало Общество любителей книги. При магазине «Книжный мир», на предприятиях и в организациях по его инициативе выступали ведущие поэты и писатели города, республики и страны, проходили литературные вечера, книжные ярмарки.

Хор ветеранов ГДК выступает на митинге памяти первопроходцев Севера 21 августа 2004 г.

23

Изучение истории Ухты, публикация документов, статей и материалов, работа по сохранению культурного наследия стала неотъемлемой деятельностью Ухтинских отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Общества изучения Коми края (ОИКК) и Ухто-Печорской общественной организации «Мемориал». Благодаря их усилиям улицы Ухты названы именами первопроходцев, установлены персональные мемориальные доски, сооружены памятники и памятные знаки, проводятся научно-практические конференции, Дни памяти, вечера встреч с краеведами города, презентации новинок краеведческой литературы, создаются отраслевые музеи, организуются экскурсии, ведется исследовательская работа.

 24

Заслуженные работники культуры Республики Коми Т. Ф. Кримчеева и М. Е. Маров (01.01.1916-12.07.2006), директор Центрального Дома культуры нефтяников.

 

 

25

Начальник Управления культуры Л. В. Полянская, С. С. Гуменюк и Н. Бирон на митинге памяти первопроходцев Ухты. 2004 г.
Фото И. Д. Воронцовой

В сентябре 1994 г. открылся первый в республике Центр коми культуры, который начал новую страницу в истории возрождения коми национальной культуры и активно способствовал развитию национально-культурных автономий. Многоцветье и этничность праздников на сценических площадках свидетельствуют о формировании подлинной культуры города, сохранении традиционной культуры народов России и ее ближайшего окружения.

Сценические площадки домов культуры и клубов, музыкальных школ Ухты всегда радушно принимали профессиональные и любительские коллективы и отдельных исполнителей, особенно после открытия Городского дворца культуры. На сцене ГДК показали спектакли многие областные и республиканские театры, выступали ведущие солисты и эстрадные коллективы страны.

Время 1990-х гг. принесло проблемы изменения юридического статуса, финансирования, оплаты труда в культурную сферу. Произошло приспособление к работе в новых экономических условиях, что позволило сохранить основные учреждения культуры, основные городские традиционные формы работы и творческие коллективы.

На 1 января 2006 г. в подчинении управления культуры администрации МОГО «Ухта» было 42 учреждения культуры: 19 учреждений клубного типа, 15 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему, 5 музыкальных и художественная школы, 2 музея, Парк культуры и отдыха, кинотеатр «Юбилейный». Статусом юридического лица обладали 7 учреждений: Парк КиО, кинотеатр «Юбилейный», детские музыкальные и художественная школы.

Для реализации задач, стоящих перед отраслью, на 2005 год был предусмотрен бюджет 48178,1 тыс. руб., освоено — 47260,7 тыс. руб., что составило 98,1%. Финансирование по государственным программам предусматривало 600,0 тыс. руб., освоено 100% по программе внешнего благоустройства на Загородном мемориальном кладбище и по программе «Покаяние». На культурные мероприятия выделено 1189,0 тыс. руб., освоено 1157,0 тыс. руб., в т. ч. средства в размере 100,0 тыс. руб., предусмотренные программой «Патриотическое воспитание граждан».

За 2005 г. учреждениями культуры получено от деятельности, приносящей доход, 10 млн. 599 тыс. руб. (без внебюджетных целевых и спонсорских средств, что на 3938,0 тыс. руб. больше, чем в 2004 г.). Из них 2765,0 тыс. руб. - родительская плата за обучение в школах. С учетом внебюджетных целевых и спонсорских средств (2539,0 тыс. руб.) общие доходы составили 13 млн. 138 тыс. рублей. В том числе, доходы сельских учреждений культуры составили 819,0 тыс. руб., Парка КиО — 819,9 тыс. руб., кинотеатра «Юбилейный» — 3216,3 тыс. руб., Дворца культуры — 2753,3 тыс. рублей.

Общая численность работников на конец года составила 520 человек, среднесписочный состав остался без изменений. В 2005 г. снизился процент специалистов с высшим образованием, в основном за счет массового ухода библиотечных специалистов — за 2 года уволилось 14 библиотекарей с высшим образованием. Отток кадров в библиотеках и других учреждениях культуры произошел из-за низкой оплаты труда при отсутствии реальных нормативов содержания отрасли на современном уровне.

Управление культуры в разные годы возглавляли Е. И. Игушев, А. И. Батраков, В. Н. Нещеретов, В. П. Комлев, Л. В. Колоскова, Г. З. Ботвинник, Л. В. Полянская.

И. Д. Воронцова


Заслуженные работники культуры и лауреаты государственных премий в области культуры и искусства г. Ухты (1943-2006 гг.)

Бутиков Серафим Пантелеймонович — артист Ухтинского филиала республиканского драматического театра, заслуженный артист Коми АССР 10.04.1943.

Дальская Тамара Александровна — артистка Ухтинского филиала республиканского драматического театра, заслуженная артистка Коми АССР 10.04.1943.

Эманин Александр Михайлович — артист Ухтинского филиала республиканского драматического театра, заслуженный артист Коми АССР 10.04.1943

Акинский Николай Петрович — директор Центрального Дома культуры нефтяников, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусства Коми АССР 17.05.1946.

Сердюк Захар Захарович — руководитель народного коллектива академического хора Центрального Дома культуры нефтяников, заслуженный деятель искусства Коми АССР 26.08.1960.

Прахова Фаина Александровна — заведующая Ухтинской городской библиотекой, заслуженный работник культуры Коми АССР 12.08.1961.

Левич Галина Ивановна — директор городских кинотеатров, заслуженный работник культуры Коми АССР 25.08.1969.

Лудникова Раиса Ивановна — заведующая Центральной детской библиотекой, заслуженный работник культуры РФ 20.08.1971.

Углов Виктор Андреевич  лектор, пропагандист, исполняющий обязанности заведующего кафедрой экономики и планирования Ухтинского индустриального института, заслуженный работник культуры 12.09.1973 г.

Батраков Александр Иванович — заведующий отделом культуры исполкома Ухтинского городского Совета депутатов трудящихся, заслуженный работник культуры Коми АССР 2.10.1974.

Строителева Эмилия Савватиевна — заведующая библиотекой г. Сосногорска Ухтинского района, заслуженный работник культуры Коми АССР 2.10.1974.

Скрипник Александр Георгиевич — директор детской музыкальной школы №1, заслуженный работник культуры Коми АССР 04.10.1977.

Самигуллина Елизавета Ивановна — директор Ухтинского городского Парка культуры и отдыха, заслуженный работник культуры Коми АССР 20.10.1977.

Дуркин Алексей Гаврилович — директор Усть-Ухтинского сельского музея на общественных началах, заслуженный работник культуры Коми АССР 30.10.1978.

Трифонова Мария Павловна — заместитель председателя исполкома Ухтинского городского Совета депутатов трудящихся, заслуженный работник культуры Коми АССР 28.09 1981.

Ракина Вера Ивановна — старший методист автоклуба отдела культуры исполкома Ухтинского городского Совета народных депутатов, заслуженный работник культуры Коми АССР 26.11.1982.

Вылегжанина Надежда Степановна — участница художественной самодеятельности Центрального Дома культуры нефтяников, заслуженный работник культуры Коми АССР 30.01.1985.

Ольшевская Лидия Ивановна — директор Ухтинской дирекции киносети, заслуженный работник культуры Коми АССР 01.04.1985.

Роман Алик Иванович — участник художественной самодеятельности Дома культуры завода «Прогресс» п. Водный, заслуженный работник культуры Коми АССР 5.12.1985.

Бухаров Анатолий Павлович — член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусства Коми АССР 10.07.1986.

Гончаренко Николай Феофанович — руководитель вокально-инструментального ансамбля «Голубое небо» Дома культуры «Авиатор», заслуженный работник культуры Коми АССР 3.12.1987.

Вайсбейн Ирина Ивановна — руководитель народного коллектива агитбригады «Пламя» Дворца культуры и техники, заслуженный работник культуры Коми АССР 29.02.1988, лауреат премии Коми комсомола.

Туголукова Елизавета Александровна — заведующая Городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара, заслуженный работник культуры Коми АССР 29.02.1988.

Воронин Иван Георгиевич, заведующий Ухтинским отделением Коми конторы по прокату кинофильмов, самодеятельный композитор, заслуженный работник культуры Коми АССР 7.04.1988.

Бойко Александр Иванович — концертмейстер Ухтинского Парка культуры и отдыха, преподаватель Детской музыкальной школы №1, заслуженный работник культуры Коми АССР 16.12.1988.

Маров Михаил Евгеньевич — директор Центрального Дома культуры нефтяников, заслуженный работник культуры 03.10.1989.

Володарский Николай Абрамович — поэт, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры Коми АССР 07.08.1990.

Розе Любовь Петровна — художественный руководитель-хормейстер муниципального ансамбля коми песни «Лысва войт», заслуженный работник культуры Коми АССР 31.07.1991, заслуженный работник культуры РФ 8.01.1999, награждена медалью «За трудовое отличие» 7.08.1986.

Соболев Сергей Александрович — директор Дворца культуры и техники, заслуженный работник культуры Коми АССР 07.08.1990.

Солончева Тамара Федоровна — директор Ухтинской дирекции киносети, заслуженный работник культуры Коми АССР 6.09.1990.

Козулин Анатолий Николаевич — член Союза журналистов, краевед, заслуженный работник культуры Коми АССР 11.11.1990.

Комарова Валентина Ивановна — директор Ухтинского городского Парка культуры и отдыха, заслуженный работник культуры Коми АССР 6.09.1990, заслуженный работник культуры РФ 10.03.1995.

Пензяков Михаил Сергеевич — главный хормейстер народного коллектива академического хора Городского Дворца культуры, заслуженный работник культуры Коми АССР 2.02.1982, заслуженный работник культуры РФ 19.09.1992.

Гой Вера Михайловна — режиссер народного театра Городского Дворца культуры, заслуженный работник культуры Коми АССР 21.12.1993.

Матосян Левон Аршавирович — заместитель директора по музыкально-эстетическому воспитанию школы-интерната №5 , заслуженный работник культуры Коми АССР 23.04.1993.

Дудина Людмила Николаевна — руководитель клуба гармонистов, клуба «Поэзия» Городского дворца культуры, заслуженный работник культуры Коми АССР 21.12.1993.

Журавлев Александр Константинович — поэт, член Союза писателей СССР, Российской Федерации, заслуженный работник культуры Коми АССР 01.04.1994.

Шахов Борис Федотович — писатель, член Союза писателей СССР, РФ, заслуженный работник культуры Республики Коми 01.04.1994, лауреат Государственной премии РК им. И. А. Куратова, лауреат международной премии общества М. А. Кастрена (Финляндия) 20.03.2001.

Бурбуляк Агния Андреевна — участник художественной самодеятельности Городского дворца культуры, солистка народного коллектива хора русской песни, ансамбля коми песни «Лысва войт», заслуженный работник культуры Коми АССР 20.04.1994.

Степырев Владислав Васильевич — участник художественной самодеятельности Городского дворца культуры, солист хора русской песни, заслуженный работник культуры Республики Коми 30.09.1994.

Кильдюшов Иван Николаевич — директор Дома творческих работников, член Союза журналистов СССР, лауреат Государственной премии РК в области журналистики 15.08.1996.

Музуров Геннадий Васильевич — руководитель-хормейстер образцового песенно-танцевального ансамбля «Вечора» Дома культуры п. Водный, заслуженный работник культуры Коми АССР 04.10.1997, заслуженный работник культуры РФ 01.09.2003, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени 30.08.1996.

Соколова Галина Федоровна — художественный руководитель Ухтинского Центра коми культуры, заслуженный работник культуры Республики Коми 21.11 1997.

Гуменюк Татьяна Петровна — заместитель директора Городского Дворца культуры по культурно-массовой работе, заслуженный работник культуры Республики Коми 16.11.1998.

Седых Кирилл Федорович — директор Ухтинского городского музея природы земли, заслуженный работник культуры РФ 08.01.1999.

Квачантирадзе Вера Аполлоновна — директор Ухтинской Централизованной библиотечной системы, заслуженный работник культуры Республики Коми 25.07.2001.

Кримчеева Татьяна Фраимовна — директор Ухтинского Центра коми культуры, заслуженный работник Республики Коми 18.11.2003.

Альбова Наталья Владимировна — ведущий методист Ухтинского Центра коми культуры, лауреат Государственной премии РК в области культуры и искусства 14.08.2000.

Бушенев Владимир Иванович — заведующий отделом прикладного творчества Ухтинского Центра коми культуры, лауреат Государственной премии РК 14.08.2000.

Бушенева Татьяна Николаевна — директор Ухтинского Центра коми культуры, лауреат Государственной премии РК 14.08.2000.