1

Здание управления ОАО «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтепереработка» © НПЗ

 

 

 

2

Дегтерев Николай Сергеевич. Родился в д. Слобода Котельнического района Кировской области в 1952 г. Окончил Пермский политехнический институт по специальности «химическая переработка нефти и газа». С ноября 1999 г. – главный инженер НПЗ. С 3 мая 2004 г. – генеральный директор ОАО «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтепереработка».

Старейший в отрасли и самый северный в стране Ухтинский нефтеперерабатывающий завод с приходом в Республику Коми крупнейшей нефтяной компании страны «ЛУКОЙЛ» в ноябре 1999 гг. получил название ОАО «ЛУКОЙЛ — Ухтанефтепереработка». Он развивался согласно документу «Комплексная программа реконструкции и модернизации завода на 2000 — 2005 годы» под руководством генерального директора Н. С. Дегтерева. Программа реализована полностью.

Цель реконструкции – обеспечение выпуска новых прогрессивных видов топлива с достижением глубины переработки нефти 73%. Перед заводом поставлена задача в ближайшей пятилетке стать лучшим среди предприятий нефтепереработки «ЛУКОЙЛа».

В 2003 г. с целью повышения качества и конкурентоспособности нефтепродуктов, снижения экологической напряженности в городе и регионе был построен и введен в строй комплекс гидродепарафинизации дизельного топлива с блоком очистки серы ГДС – 850. В состав комплекса входит факельное хозяйство, оснащенное уникальной печью сжигания аварийных сбросов, рассчитанное на одновременную утилизацию 135 т выброса углеводородов. Это полностью закрытый наземный факел, единственный в Европе.

В 2004 г. в эксплуатацию сданы станция ультрафиолетового обеззараживания стоков и первая очередь железнодорожной эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов, нацеленные на сокращение техногенного воздействия процессов производства на окружающую среду. Станция УФО позволила полностью прекратить применение жидкого хлора, что сохраняет экосистему и биоценоз бассейна реки Печора. Железнодорожная эстакада полностью соответствует требованиям промышленной и экологической безопасности, ее грузооборот — 4 миллиона тонн в год.

Всего на техническое перевооружение производственных объектов направлено более полутора миллиарда рублей.

Техническое перевооружение установки каталитического риформинга бензинов ЛГ-35-11/300-95 повысило октановое число, выход катализата, выработку водорода и снизило энергопотребление, потери и выбросы загрязняющих веществ. Высокая техническая надежность сочетается с экологической безопасностью производственных процессов. Плановое задание компании «ЛУКОЙЛ полностью выполнено по переработке нефти: по глубине на 69,19%, по отбору светлых нефтепродуктов от легкой нефти на 47,79%, а инвестиционная годовая программа капитальных вложений на 108%.

ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» — дочернее предприятие, оно является неотъемлемой частью «ЛУКОЙЛа». На заводе внедрена новая бизнес-схема. Ряд непрофильных производств: РМЦ (ремонтно-механический цех), электроцех, КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика) выведены из штата завода. Социальные объекты — санаторий-профилакторий «Крохаль» продан УГТУ. С предпринимателем — новым хозяином столовой завод заключил соглашение, согласно которого регламентируются цены на питание и уровень финансовой помощи.

Новая бизнес-схема коснулась функций грузоотправителя нефтепродуктов. Теперь этой деятельностью занимается завод. ООО «ЛУКОЙЛ — Севернефтепродукт» передал заводу службу поставок.

В 2004 г. сокращено 195 штатных единиц (53 из которых в связи с переводом в сервисные структуры) и создано 112 новых рабочих мест (в связи с вводом нового объекта «Комплекс эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов» и переходом службы поставок ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт»). Количество работников, прошедших обучение (переподготовку, повышение квалификации, получение второй смежной профессии) осталось стабильно высоким, и превысило плановый показатель почти в два раза. Предприятием приобретено около 500 путевок, по которым заводчане и их дети отдохнули в санатории «Крохаль» и ведущих российских здравницах.

3

Пуск ГДС-850. 15 сентября 2003 г.

В 2004 году выполнен большой объем работ по строительству жилого кирпичного дома на 52 квартиры. В 2004 г. доходы работников ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» возросли на 23%.

В 2004 г. ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» приняло активное участие в различных городских благотворительных проектах, и направило на эти цели около пяти миллионов рублей. В своей работе Комиссия по благотворительной и спонсорской помощи Общества руководствовалась рекомендациями Компании по оказанию адресной помощи путем аккумулирования средств на наиболее значимых объектах города: здравоохранение, образование, религия, культура. Вклад Общества в поддержку социальных и благотворительных программ, реализуемых в Ухте и Республике Коми, высоко оценен руководством региона, что подтверждено присвоением предприятию звания «Лучший благотворитель» в номинации «Милосердие».

В 2005 г. начался выпуск экологически чистого дизельного топлива европейского стандарта качества. Перерабатывать нефть в Ухте для компании стало выгодней, чем продавать ее в сыром виде. Для производства бензинов в соответствии с требованиями европейских стандартов, готовится базовый проект строительства установки изомеризации, с вводом в 2007 г.

За первую пятилетку программы завод освоил более пяти с половиной миллиардов рублей. В рекордно короткие сроки был построен комплекс железнодорожной эстакады налива светлых нефтепродуктов с резервуарным парком на 100 тысяч тонн, отвечающий всем требованиям промышленной и экологической безопасности.

Вторым объектом модернизации, значительно улучшившим показатели работы предприятия, стала головная установка завода по первичной переработке нефти АТ– 1. Благодаря этому отбор светлых нефтепродуктов увеличился до 98% от потенциального объема их содержания в нефти. Было освоено производство ильных бензинов под маркой «ЛУКОЙЛ» по единым корпоративным техническим условиям, начался выпуск авиакеросина ТС – 1.

Эти программы — непрерывный процесс развития производства. Десятилетняя программа — логическое продолжение пятилетки, ведь в развитии не бывает остановок. Жизнь, бесспорно, вносит свои коррективы, изменения происходят, но только и части тактики реализации программы, сама же стратегия незыблема.

 4

Синюк Николай Емельянович родился в 1912 г. в Варшавской губернии. С 1937 г. на НПЗ, начальник цеха атмосферной трубчатки (1950). Собирал материалы по истории завода.

ИСТОРИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

История нефтепереработки в Ухте насчитывает более семидесяти лет. Но была и предыстория. Известно, что нефтеперегонный, или керосиновый завод был сооружен на нефтепромысле инженера А. Г. Гансберга в районе п. Водный в 1914 г.

В путевых заметках старшего бухгалтера Яренской уездной земской управы В. А. Белоусова – Милорадовича о пребывании в Ухтинском нефтяном районе в сентябре — октябре 1914 г. о керосиновом заводе сказано следующее: «Вновь выстроенное здание завода небольшое, но по тому количеству, на которое рассчитана перегонка керосина, вполне достаточное. В нем поставлена печь, сделаны трубы для перегрева нефти и стоят машины для перекачки ее из сооруженных вблизи, снаружи завода, баков.

Керосиновый завод, за отсутствием каких-то необходимых частей, которые нужно доставить из-за границы, а главное средств, пока еще не работает. Завод будет вырабатывать в достаточном количестве керосин для нужд местного населения и бензин – для своих потребностей, как-то: для моторных лодок, яхт и аэросаней и других двигателей, которые предположено приобрести в ближайшем будущем».

В октябре 1920 г. после окончания военных действий в ходе гражданской войны на промысле Гансберга заработал керосиновый завод – металлический куб емкостью до 30 пудов. С промысла А. Г. Гансберга оборудование керосинового завода перевез на участок Чибью «Русского товарищества «Нефть» в 1921 г. буровой мастер Г. П. Семяшкин.

В марте 1921 г. заведующий Ухтинским нефтесольпромыслом В. А. Трукса докладывал Архангельскому губернскому совету народного хозяйства, что на керосиновом заводе проживает 8 человек. В разделе «Керосиновый завод» говорилось: «В 1918 г. Печорский и Яренский усовнархозы при содействии инж. Гансберга, желая продолжать добычу нефти, главным образом для получения керосина, устроили маленький керосиновый завод [с] суточной производительностью до 10 пуд., но ввиду военных действий, происшедших на ухтинской территории, работы были заброшены. Мною оборудование керосинового завода было закончено, и за это время было перегнано около 400 пуд. керосина.

Завод, безусловно, крайне мал, и необходимо обустроить новый с суточной производительностью до 100 пуд.

При первом моем докладе президиуму Архгубсовнархоза, мною было определенно указано, что большой задержкой и даже тормозом в работе является отсутствие достаточного количества тары и что срочно нужно приступить к оборудованию на промыслах бондарного завода...»

Весной 1924 г. промысел прекратил деятельность, а его имущество опечатано вплоть до прихода Ухтинской экспедиции.

Начальник Ухтинской экспедиции С. Ф. Сидоров в начале сентября 1929 г. в докладе о состоянии промыслов Чибью констатировал: «…осмотрен поверхностно керосиновый завод, вывезенный с промысла Гансберга, требующий детального просмотра и ремонта».

5

Голобородько Яков Яковлевич 1893 — ? В 1927 г. окончил Донской политехнический институт. В Ухте отбывал срок наказания по статье 58 с 1930 г. В 1934 г. осужден вторично за срыв пуска нефтеперегонного завода. В 1940 – 1942 г. г. работал главным инженером проектно-технического бюро Ухтижемлага. В 1942 г. осужден за антисоветскую агитацию. По окончании срока работал главным инженером Войвожского филиала проектно-изыскательского бюро.

Восстановленный в 1930 г. кустарный керосиновый завод – один периодически работающий куб для нужд экспедиции — не мог обеспечить растущие потребности развивающегося нефтепромысла. Керосин использовали для освещения, работы тракторов «Фордзон», мазут — для парокотельных, соляр — для двигателей внутреннего сгорания.

22 июля 1932 г. на заседании научно-технического совета Ухто-Печорского лагеря рассмотрели и утвердили предварительный план производственной деятельности управления Ухтпечлага на вторую пятилетку. Для развития топливно-энергетического комплекса в 1933 – 1937 гг. планировали строительство нефтеперегонных заводов на Кожвинском месторождении нефти, на первом нефтепромысле Чибью, на Верхне-Ижемском месторождении в районе д. Крутой, на левом берегу реки Вымь у д. Вогваздино. Протокол был разработан для Госплана СССР, но позднее пересмотрен.

13 ноября 1932 г. постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об организации Ухто – Печорского треста» зафиксировало в программе работ пункт «в» в следующем изложении: «Построить простейшую нефтеперегонную установку для получения керосина».

Геолог Ф. Ф. Руднев в очерке «О переработке нефти» рассказал о керосиновом заводе так: «Из маленькой железной трубы повалил дым, и лошади Ухтинской Экспедиции стали подвозить одна за другой деревянные бочки с нефтью.

В этом кустарном заводе 1931-1932 г. до ноября перерабатывалось 0,5 – 0,6 тонн в сутки.

В конце 1933 года Ухтинская Экспедиция выстроила новый еще более мощный керосиновый завод с суточной производительностью в 4,5 тонн.

В результате переработки получили следующие продукты: бензин, тракторную смесь, керосин, солярное масло, мазут и т.д.

Но растущее производство и добыча нефти заставили вырасти у опушки леса в 1934 г. еще более мощный новый завод. Бесшумно и тихо по трубам, прямо с буровых в цистерны и на завод течет нефть. Суточная производительность… 60 тонн…».

Строительство нефтеперегонного завода начинала стройгруппа под руководством Я. Я. Голобородько, главным инженером проекта был А. С. Рачкин. Далее главными инженерами проектов расширения и реконструкции этого завода были инженеры А. М. Мальков и П. В. Евстафьев.

При строительстве завода в первую очередь планировалось построить временное деревянное здание для конденсаторов и запроектировать ещё четыре объекта — кубовую, кочегарку, насосную, водокачку. Из документов известно, что 22 ноября 1933 г. на строительство нефтеперегонного завода было выделено 200 штук бруса 50x50; 3000 штук досок; 300 штук шалевки и 500 штук горбыля.

Рабочая сила в количестве 46 человек поступала партиями: первая 20 плотников; вторая 8 плотников; третья 6 лучших плотников; четвертая 12 (из них 10 учеников и 2 плотника). На строительстве нефтеперегонного завода было занято 38 плотников и 1 ученик. Из последней партии руководители стройки приняли на работу только 5 человек.

1 июня 1934 г. завод ввели в эксплуатацию, а строительство завершилось в августе. Он состоял из одной нефтеперегонной установки – трех горизонтально установленных непрерывно действующих кубов — трехкубовой батареи, небольшой ректификационной колонны, заполненной насадкой (кольцами Рашига), паровых насосов типа «Вертингтон», нескольких конденсаторов-холодильников, лаборатории, располагавшейся в избушке, и вспомогательного хозяйства.

Под каждым кубом имелась топка для нагрева нефти. Нагретая в кубе нефть разделялась на пары и жидкость. Жидкость перетекала в ниже расположенный куб. В первом кубе от нефти отделялись пары воды и бензина, во втором – пары керосина, в третьем – пары соляра. Остаток – мазут – выводился из последнего куба. Пары воды и нефтепродуктов направлялись в колонну для разделения.

Нефтеперегонный завод № 1 в Чибью. 1936 г. © НПЗ

6

Во втором полугодии 1934 г. был подключен третий куб. Вспомогательное оборудование и недоделки устранялись в процессе эксплуатации. Завод представлял четырехкубовую батарею, одну перегонную установку, несколько паровых насосов, конденсаторов-холодильников и небольшое вспомогательное общезаводское хозяйство. Продукция вывозилась сначала в бочках на плотах, затем на баржах, автоцистернами и бочками. Свое бондарное производство обеспечивало тарой. Для накопления нефти в зимнее время построили амбар.

Несмотря на малую производительность, нефтеперегонный завод сыграл большую роль в обеспечении автотранспорта, тракторов и дизелей горючим, а население республики — осветительным керосином.

В «Отчете о пятилетней деятельности Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря (Ухтпечлаг) ОГПУ СНК  СССР за 1929 – 1934 гг.» приведены следующие данные:

«В первом полугодии 1934 г. переработка нефти велась полукустарным способом на несовершенной аппаратуре. Старый нефтеперегонный завод состоял из одного куба. Ланкаширский котел без жаровых труб диаметром 1,5 м и длиной 5 м, заливом 5 т, со шлемом диаметром 0,7 м, высотой 5 м, набитый ломом кирпича, с глухим змеевиком для перегретого пара. Пары дистиллята отводились из куба по трубе диаметром 6 дюймов и могли, по желанию, направляться в колонну или непосредственно в конденсатор, а оттуда в холодильник.

Перегонка велась паром, получаемым из кочегарки мехзавода, перегреваемом в пароперегревателе борова. Эта установка работала до июля 1934 г.

Новый нефтеперегонный завод, начатый строительством в ноябре-декабре 1933 г., был закончен 20 августа 1934 г. Но уже с марта завод работал периодически, вначале на одном, а затем на двух кубах. Залив кубов составлял 16 т. Согласно утвержденному ГУЛАГом проекту была произведена реконструкция завода, законченная в августе 1934 г. Все три куба сведены в одну систему непрерывно действующей батареи».

 7

Молий Анна Яковлевна 3(16).02.1909 – 12.04.1979. Родилась в Баку. Окончила Азербайджанский индустриальный институт. В Ухту приехала в 1940 г. как специалист нефтепереработки. В 1942 — 1951 и 1957 – 1966 гг. директор НПЗ. В 1951 – 1957 гг. работала в Ухткомбинате заместителем начальника производственного отдела. Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР. Почетный гражданин г. Ухты. Похоронена в Ухте.

 

 

 

8

Дворникова Мария Григорьевна 1903 – 2002. Окончила Московский институт нефтехимической и газовой промышленности. В Ухте с 1938 г. Начальник лаборатории в 1941 – 1958 г.г. Награждена Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Похоронена на Загородном кладбище г. Ухты.

В год пуска завода, по данным за декабрь 1934, дела обстояли следующим образом:

 

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Фактич. вып. 1933

Переработка нефти

т

18500

13112

70,9

5385

Получено:

         

Бензин

т

2959

1798,1

60,8

2720

Керосин

т

2766

1078,9

39,0

920

Соляр

т

-

763,9

-

 

Мазут

т

12217

9149,4

74,9

3245

Потери

т

558

321,7

57,7

 

Вывоз нефти и моторного топлива

 

6890

2888

41,9

1713

 

На 1935 год запланировали добычу нефти 25000 т, переработку -18500 т. Светлые продукты – бензин и керосин предусматривалось вывезти на реку Вычегду по тракту Чибью – Усть-Вымь (Вогваздино) при условии, что Наркомтяжпром выделит во втором и третьем кварталах 20 автоцистерн.

 

Ед. изм.

1929

1930

1931

1932

1933

1934

1935

1936

Нефть:

                 

Добыча

т

5

88

250

1071

7744

17382,1

26661

50842

Переработка

т

-

44

127

210

758,9

13112

24010

48935

Выработано:

                 

Бензин

т

-

11

30

38

2770

1798

4058

6970

Керосин

     

29

 

920

 

3220

7422

Соляр

т

-

-

45

33

-

764

3039

6553

Мазут

т

-

-

-

48

3245

9149

13205

 

 

В 1937 г. началось строительство кирпичных зданий на нефтеперегонном заводе. Проводили осушение заболоченных участков на территории завода.

По данным отчетов, в 1930 – 1936 г. г. нефтеперегонный завод наращивал мощности по переработке нефти благодаря упорной работе коллектива предприятия.

Завод постоянно реконструировался и обновлялся в процессе производства, и к 1939 г. начал приобретать современные черты.

В связи с увеличением добычи нефти и трудностью вывоза сырья речным и автомобильным транспортом, было принято решение о расширении в 1937-1939 годах. Весной 1938 начался монтаж ректификационной колонны атмосферной трубчатки (АТ) высотой двадцать пять метров, которая была доставлена в Чибью на двух деревянных баржах по большой воде. Штат завода составил 127 человек.

По воспоминаниям ветерана завода Н. Е. Синюка, 29 марта 1939 пуск АТ положил начало работы нового завода: «На установке собрались руководители завода. Здесь же находился специально прибывший из Баку талантливый инженер-нефтяник Гасанов. По указанию инженера Богданова открыт сырьевой резервуар. Пускаю сырьевой насос. Нефть пошла на установку! Завод вступил в строй». Завод возглавил П. А. Горячев. Мощность увеличилась в 2,7 раза по сравнению с кубовой батареей. Это позволило увеличить выпуск нефтепродуктов, расширить их ассортимент, повысить качество. Трехкубовую батарею, построенную в 1933-1934 годах, законсервировали.

5 мая 1939 г. приказом № 262 по Управлению Ухтижемстроя заводы были объединены. Начальником назначен Л. Л. Наумов, в 1949 г. – П. М. Векслер. Завод № 1 — кубовую батарею во время его действия возглавляла Т. И. Смирнова.

Руководителями строительства и пуска НПЗ были Я. Я. Голобородько, А. И. Павлов, Ю. К. Штаубе, О. М. Оконов (с января 1937), А. Ф. Брезчин, Н. Ф. Богданов.

Начальниками завода были Э. Ю. Эммануил, А. Д. Маркарьян (1940 – 1942).

Главными инженерами работали Н. Ю. Фрейман, М. В. Зорин (1938), Е. С. Левченко.

Возвращение делегации нефтяников из осажденного Ленинграда в Ухту. 1944 г. Слева направо: М. Т. Ваулин, Я. И. Гаврюшев, А. Я. Молий. © НПЗ

 

 

 

 

 

 

10

Быков Михаил Иванович 21.11.1906 – 5.05.1987. Родился в г. Ливны Орловской губернии. Работал наборщиком в типографии, учился на рабфаке. В 1932 г. окончил Грозненский нефтяной институт по специальности инженера-технолога по переработке нефти. 27 декабря 1937 г. осужден по статье 58 на 10 лет лагерей. В 1941 г. прибыл в Ухтижемлаг, работал в лаборатории нефтеперегонного завода. Предложил технологию получения смазочных масел, катализаторов для получения высокооктановых бензинов, искусственного асфальтита, обессоливания нефти. Награжден медалью «За трудовое отличие» (1951), Орденом Трудового Красного Знамени (1959). Кандидат технических наук (1962). Похоронен в Ухте.

910 июля 1940 г. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О развитии Ухтинского нефтяного месторождения» включило пункт: «Построить в Ухте крекинг-завод для годовой переработки сырой нефти 15000 тонн».

20 июля 1940 г.: на основании Постановления СНК 10 июля последовал приказ № 0300 наркома внутренних дел СССРЛ.П. Берия «О развитии нефтедобычи на Ухте»:«е) построить на Ухте крекинг-завод для годовой переработки 1500 тыс. тонн сырой нефти с вводом в эксплуатацию первой очереди завода на 500 тыс. т в 1942 г.»

1 октября 1940 было организовано строительно-монтажное подразделение по строительству крекинг-завода «Крекингстрой», которому передано строительство нефтеперегонного завода, начальником назначен О. М. Оконов.

3-4 ноября 1940 г. впервые в Советском Союзе был проведен опыт перегонки тяжелой нефти Ярегского месторождения с целью получения масел и полуасфальтита на АТ.

22 ноября 1940 г. приняли решение о строительстве и сдаче в эксплуатацию к 1 июня 1941 г. железнодорожной ветки с мостом и новых наливных сооружений на левом берегу р. Ухты.

25 февраля 1942 г. приказом № 126 по Ухтижемстрою директором НПЗ назначена А. Я. Молий. Лабораторию в 1941 г. возглавила М. Г. Дворникова.

Условия военного времени потребовали огромного напряжения инженерной мысли от специалистов завода. Их трудом были созданы новые технологии для получения катализатора высокооктановых бензинов, лакового битума, зимних и летних осевых смазок, специальных масел и другой продукции для военных целей.

В 1942 г. на заводе ввели в эксплуатацию битумную установку.

Ухтинский завод поставлял фронту, оборонным предприятиям, Северному морскому пути, Печорской железной дороге моторное топливо, смазочные и другие материалы.

5 ноября 1943 г. газета «Ленинградская правда» сообщила, что нефтяники Ухтинского комбината отправили в осажденный Ленинград два сверхплановых эшелона с нефтью и нефтепродуктами. Делегацию возглавляла секретарь Коми обкома партии А. М. Елькина. В составе делегации были Е. М. Юдин – начальник горнопроходческого участка ярегской нефтешахты № 1, Н. В. Дорофеев – заместитель начальника Ухткомбината, В. М. Челпанов – диспетчер Северо-Печорской железной дороги, И. М. Лукьянович – секретарь парторганизации Чибьюского нефтепромысла, В. С. Солдатов – начальник электрохозяйства нефтешахты № 1. 10 ноября фотокорреспондент запечатлел делегацию на фоне Смольного.

В 1944 г. в составе ухтинской делегации в Ленинград были начальник Чибьюского нефтепромысла М. Т. Ваулин, начальник нефтеперегонного завода А. Я. Молий, ответственный редактор газеты «За Ухтинскую нефть» Я. И. Гаврюшев, начальник цеха нефтешахты № 1 С. М. Бондаренко. Они передали еще три сверхплановых эшелона нефти и нефтепродуктов.

За годы войны объем переработки нефти на заводе увеличился в 2,3 раза.

В 1940 — 1970-е гг. в связи с открытием в республике новых нефтяных месторождений завод реконструировали с вводом в эксплуатацию новых технологических установок и вспомогательных производств.

В октябре 1947 г. на завод по нефтепроводу с Войвожского месторождения поступила нефть. Начался выпуск тракторного керосина.

 11

Памятник В.И. Ленину у проходной завода. 1950-е г. © НПЗ

 

12

Монтаж звезды предприятия коммунистического труда. 1961 г. © НПЗ

 

13

Белоконь Прокопий Семенович. Родился 19 июля 1936 г. на Украине. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина и прибыл в Ухту по распределению в сентябре 1952 г. Прошел путь от механика термического крекинга до директора завода. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1966), Ленина (197), «Знак Почета». «Отличник нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР».

В 1949 г. началось строительство первой очереди по расширению завода – АВТ, битумной установки непрерывного действия и периодических кубов, резервуарных парков, наливных эстакад, железнодорожных эстакад для налива светлых и темных нефтепродуктов и приема тяжелой ярегской нефти, очистных сооружений. Под руководством Е. Г. Дорожилова выпустили первую партию дорожного битума. Вторая очередь предусматривала установку термического крекинга, этилосмесительной, компрессорной, мастерских, лабораторий, бытовок и других вспомогательных сооружений.

До 1951 г. завод назывался нефтеперегонным, с 1952 — Ухтинский нефтеперерабатывающий завод – УНПЗ. Он входил в состав управления «Ухтпечлаг» — «Ухтижемлаг» — Ухткомбината МВД — МНППСССР.

В 1950 – 60-е годы было построено и введено в эксплуатацию большинство производственных объектов, характерных для предприятия по неглубокой переработке нефти и выпуску серии битумов.

17 апреля 1952 г. начались пуско-наладочные работы на атмосферно-вакуумной трубчатке. Вскоре она перерабатывала тяжелую нефть Яреги. Была пущена битумная установка из 7 кубов периодического и 12 кубов непрерывного действия по выпуску дорожных и строительных битумов. Пущена в действие новая компрессорная установка.

В мае 1953 г. введена в эксплуатацию этилосмесительная установка, улучшившая качество товарного бензина.

В сентябре 1957 г. вошел в строй термический крекинг, который запустили в октябре 1953 и законсервировали. В 1964 г. его реконструировали в комбинированную крекинг-установку.

За десять послевоенных лет завод увеличил переработку нефти в 3,1 раза.

В 1959 г. под руководством старшего химика центральной лаборатории М. И. Быкова на заводе получили искусственный асфальт.

В 1960 г. на завод поступила нефть Тэбукского месторождения. В ноябре было принято решение о строительстве установки риформинга с целью улучшения качества бензина и выпуска бензина А-76.

В ноябре 1963 г. ввели в эксплуатацию термообессоливающую установку. Она стала результатом работы группы инженеров в составе М. И. Быкова, А. Ф. Столяровой, В. П. Краснюка, В. М. Бермана под руководством П. С. Белоконя.

В 1967 г. впервые был произведен строительный битум для изоляционных работ. Он широко применялся на газопроводе «Вуктыл – Ухта». Ассортимент продукции завода пополнился рубраксом, мазутом экспортным, улучшенным дорожным битумом.

4 июня 1968 г. на завод пришел газовый конденсат Вуктыльского месторождения.

Виды продукции

Годы

 

1934

1937

1940

1945

1950

1955

1960

1964

1965

Нефть (включая газовый конденсат), млн. т

0,017

0,05

0,07

0,173

0,517

0,553

0,806

 

2,223

Переработка нефти, всего, тыс. т, в т.ч.

 

48,93

65,00

148,98

254,8

530,8

790,6

1549,9

2110,0

Легкой нефти

   

59,79

15,6

156,6

220,6

504,4

1282,4

1856,6

Тяжелой нефти

   

5,27

133,38

98,2

309,7

286,2

267,5

253,4

Продукты переработки

Автобензин, тыс. т.

2,72

9,67

9,5

2,04

31,9

29,3

199,5

300,5

413,8

Керосин

0,92

7,42

11,6

15,7

41,0

37,7

26,066

43,7

67,3

Дизтопливо летнее

   

0,3

2,1

1,7

64,5

38,3

23,8

248,2

Дизтоплива зимнее

           

109,7

142,6

261,0

Масло осевое летнее

   

0,112

5,3

0,005

 

22,2

26,6

22,2

Масло осевое зимнее

           

24,3

22,8

28,7

Мазут топочный

9,1

24,3

33,7

104,9

 

71,7

159,6

417,0

678,2

Мазут флотский

         

131,9

21,2

474,9

 

Нефтебитум, всего, тыс. т

   

0,138

 

21,5

128,9

139,9

224,7

250,6

В т.ч. специальный

       

10,0

10,3

17,2

23,7

24,9

строительный

         

50,0

42,6

50,2

48,9

дорожный

       

11,5

68,6

80,1

32,1

176,8

Нефтебитум улучшенной марки, тыс. т.

               

34,9

Соляр, тыс. т.

0,76

6,55

7,17

12,3

7,2

       

Автол, тыс. т.

     

0,8

0,8

       

 

 14

Барцев Руф Михайлович 1929-2002. На НПЗ с 1954 г., работал начальником установки АВТ, начальником цеха каталитического риформинга, цеха по переработке сырья. Награжден Орденом «Знак почета» (1966), Орденом Октябрьской революции (1986), медалью «За трудовую доблесть». Заслуженный работник народного хозяйства РК (1994).

 

  

15

Егоров Юрий Александрович родился 19 апреля 1938 г. в Башкирии. В 1975 г. окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина, в 1984 – факультет планирования промышленного производства Московского института народного хозяйства им. г. В. Плеханова. В 1982 – 1986 г. г. – директор НПЗ.

 

 

17

Ипполитов Евгений Васильевич 10. 06. 1946-17. 01. 2005. В 1986-1999 гг. – директор УНПЗ.

 

 

18

Клеонский Илья Григорьевич. Родился в 1941 г. в г. Рыбинске Ярославской области. Окончил Ленинградский химико-технологический институт. Главный инженер (1990-1999), директор завода (1999-2004).

С 1969 г. завод начал вырабатывать бензин прямой перегонки экспортный.

В 1973 г. завершено строительство каталитического риформинга, началось производство высокооктанового бензина. Начальником новой установки был Р. М. Барцев.

Помимо основных установок, развивалась производственная инфраструктура (нефтеналивная эстакада, парк запасных емкостей, электронно-обессоливающая установка, очистные сооружения и т.д.). Совершенствование производства, ввод новых мощностей проводились за счет внутренних резервов. В итоге к 1970-м гг. пропускная способность завода возросла до 6 млн. т нефти в год.

Освоена переработка нефти Ярегского, Войвожского, Западно-Тэбукского, Пашнинского, Усинского месторождений, газовый конденсат Вуктыльского месторождения.

На протяжении всего времени существования завода, в 1938 – 1980 гг. проведены крупные научно-производственные исследования. В условиях заводской лаборатории разработаны способы получения на атмосферной трубчатке масел и полуасфальтита из ярегской тяжелой нефти, подбор катализатора для повышения качества бензина, получение искусственного асфальтита и строительство опытной установки для его выпуска. Эту работу выполняли грамотные инженеры, химики, физики, способные вести научно-исследовательскую работу для решения производственных задач. Это — И. В. Сергеев, П. Я. Рюб, С. Д. Розенфельд, М. М. Зоткин, В. С. Паничев, П. И. Гуслин, В. С. Твердый, С. Д. Полак, С. М. Доброхотов, Е. М. Бочарова, М. И. Быков, Г. П. Курбский, Р. – Э. К. Дыбовский, А. К. Кушева, К. М Камышникова, Н. Е. Ганулевич, В. С. Тверцын, Е. Г. Дорожилов, Н. Е. Синюк, Д. Г. Шагаров, И. А. Ториков, Д. Н. Хабаров, К. В. Кострин, Г А Фролов, А. Ф. Столярова, В. П. Краснюк, А. К. Зинченко, Н. А Русанов, А. С. Басков, Н. М. Щур,С. П. Виноградов, А. С. Серебряков, Г. П. Ясеновец, Р. М. Барцев, З. С. Лакеева.

Возглавляли завод Д. Н. Хабаров (1951), Д. Ф. Карюхин (1951 — 1954), Сусанов, П. С. Белоконь (1967 – 1982).

 16
Факельная система
Фото О. Сизоненко

В последующие годы основным ассортиментом НПЗ стали высокооктановые неэтилированные бензины, морозостойкие осевые смазки, мазут, мягчители, лаковый, строительный и дорожные битумы. Дорожными битумами покрыты Московская кольцевая дорога, улицы Москвы, дорога от аэропорта «Шереметьево» до Дворца съездов.

В 1958 – 1987 гг. коллектив завода участвовал в движении за коммунистическое отношение к труду. Первым в Коми АССР23 августа 1961 г. удостоен звания «Завод коммунистического труда» Его продукция (24 вида) поставлялась 783 потребителям СССР и зарубежных стран.

В 1982 г. завод выпускал до 70% продукции со знаком качества, введена в эксплуатацию первая очередь очистных биологических сооружений.

Необходимость дальнейшего роста темпов переработки нефти поставила вопрос о техническом перевооружении предприятия. Директором был назначен Ю. А. Егоров.

30 декабря 1983 г. Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР издало приказ № 1265 «О мерах по техническому перевооружению и коренной реконструкции Ухтинского нефтеперерабатывающего завода». Выполнение полного объема плана реконструкции завода не состоялось по причинам экономических преобразований в стране.

26 июня 1984 г. за успешное выполнение производственных заданий и принятых обязательств в связи с 50-летием завод награжден орденом «Знак Почета».

4 сентября 1992 г. битумные установки и атмосферно-вакуумная трубчатка вошли в состав ЗАО «Битран».

В июне 1994 г. компания «Коми ТЭК» приобрела контрольный пакет акций ОАО «УНПЗ». Завод переживал трудные годы, когда в печати обсуждались вопросы его закрытия. Перед заводом вплотную встала задача модернизации, чтобы вывести его на мировой уровень. Завод снижал переработку нефти, исчерпал все материальные ресурсы, которых недоставало для поддержания его в работоспособном состоянии.

28 декабря 1999 г. предприятие поменяло название — ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», совладельцем акций завода стала компания ЛУКОЙЛ, начался новый этап в его развитии.

В 2004 г. отбор светлых нефтепродуктов составил 98%, что стало итогом модернизации установки АТ– 1. На этой установке введена новая азотная станция, блок для производства авиакеросина. Запущен комплекс гидропарафинизации дизельного топлива. Печь для сжигания аварийных сбросов представляет первую в России уникальную установку.

В 2005 г. официально сдана в эксплуатацию первая очередь комплекса эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов. В строительство и монтаж введенного объекта вложено около 1,3 млрд. рублей, в том числе на железнодорожную эстакаду. Ввод эксплуатацию комплекса увеличит грузооборот по сливно-наливным операциям до 4 миллионов тонн в год. Соблюдены все условия промышленной безопасности объекта.

Около 30% продукции экспортируется в зарубежные страны.

За пять лет работы НПЗ в составе «ЛУКОЙЛа» предприятие полностью реконструировано. Завод вышел в число лучших предприятий Европейского Севера России.

Вид НПЗ с горы Ветлосян в 1944 г. Предположительно работа художника Б. Мотузы-Мотузявичуса. 
Фото музея УГТУ из фондов Национального музея РК.
19
Вид НПЗ с горы Ветлосян в 2004 г.
Фото А. М. Плякина.

20