Бухаров А. П. Постройка кузнечного цеха. 1933

umz-01

1929-1940 гг. Ухтинский механический завод — ремонтно-механическая база становления Ухтинского промышленного района.

Каждому, наверное, хорошо известно, как обычно рождаются новые заводы. Разрабатывается проект, строятся производственные здания, устанавливается оборудование, набираются кадры и завод начинает выпускать продукцию. Ничего похожего не было в истории Ухтинского механического завода.

Он появился на свет в виде слесарно-механической мастерской 23 августа 1929 г. через два дня после высадки в устье реки Чибью комплексной геологоразведочной экспедиции. Два ручных сверлильных станка, кузнечный горн, наковальня, тиски, нехитрый кузнечный, слесарный инструмент и 9 человек рабочих. Начальником мастерской — «заведующим слесарно-механическими работами» согласно Приказу № 3 от 23. 08. 1929 г. по Ухтинской экспедиции, был назначен инженер С. А. Соловьев.

Через два месяца мастерская уже ремонтировала буровые станки и инструмент, начала выполнять различные заказы строительной и хозяйственной служб. К этому времени в мастерской работало 25 человек. Располагалась она в деревянном здании примерно 12x1Зм, в одной половине которого разместилось механическое отделение, в другой кузнечное. В механическом были установлены два старых токарных станка, строгальный и два сверлильных. В движение они приводились через трансмиссию от паровой машины. В кузнице стояли один горн, одна нагревательная печь и паровой молот с весом падающей части 150 кг, переделанный из штангового насоса.

 umz-02

Сафонов Михаил Петрович — первый директор Ухтинского РМЗ. Назначен 7.11.1931 г. Родился 16.05.1899 г. в п. Ново-Никольской фабрики Московской обл. Окончил Московское высшее техническое училище в 1925 г. Работал в объединении «Котлотурбина» г. Москва. Осужден в 1931 г. на срок 10 лет. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Освобожден в 1940 г., продолжал работать в г. Ухте. В 1944 г. награжден медалью «За трудовое отличие». Реабилитирован в 1957 г.

Основная задача мастерской заключалась в обеспечении геологоразведочных работ Ухтинской экспедиции. Вот как об этом рассказано в книге об Ухтинском механическом заводе «Первенец промышленной Ухты»: «Давайте и мы проследим, как и в каком темпе, опираясь на свою механическую базу, продвигались геологоразведчики во всех заданных направлениях. Всего 19 дней длилась проходка первой структурной скважины на Чибьюском месторождении. К Новому году мастерская подготовила к эксплуатации второй станок, оборудовала скважину на новом Ярегском месторождении. В апреле 1930 г. из мастерской вышли отремонтированные три ударноканатных станка глубокого бурения». Оборудование, которое получала экспедиция, было, как правило, старое, снятое с других промыслов. И далее: «Они дали возможность одновременно в трех пунктах бурить скважины и убедиться в правильности геологических прогнозов о наличии залежей легкой нефти. Это была первая стратегическая победа буровиков и металлистов. В августе 1931 г. экспедиция начала бурение на уголь в бассейне реки Усы, а в октябре — в районе Воркуты. В этом рейде на Крайний Север механическая мастерская была надежной опорой экспедиции и немало способствовала рождению и становлению Воркуты».

Быстрый рост объемов геологоразведочных работ вынуждал наращивать мощности мастерской. Организация работ и продукция все более принимали облик заводского профиля.

В навигацию 1930 и 1931 г.г. мастерская пополнилась оборудованием и материалами. Работало в ней уже около 100 человек. Поэтому после реорганизации в июне 1931 г. Ухтинской экспедиции в Ухтпечлаг, приказом начальника Ухтпечлага Я. М. Мороза от 7 ноября 1931 г. ремонтная мастерская была переименована в механоремонтный завод (позднее ремонтно-механический — РМЗ). Директором завода был назначен инженер-теплотехник М. П. Сафонов.

Роль ремонтно-механического завода состояла не только в техническом обеспечении поисков и добычи нефти и других полезных ископаемых. Завод сыграл решающую роль в довоенные годы в изготовлении оборудования и металлоконструкций для строящихся промышленных предприятий: Дежневского завода стройматериалов, нефтеперерабатывающего завода, асфальтитового рудника, теплоэлектроцентрали, Ярегских нефтешахт, Водного промысла, объектов лесного и сельского хозяйства. Вот, например, как об этом писали в своих воспоминаниях в 1976г. заместитель генерального директора объединения «Коминефть» Н. К. Потетюрин и заместитель начальника НШУ «Яреганефть» К. А. Семикин: «Все, что сделано было УМЗом для нефтешахт, трудно перечислить. Можно лишь с полной уверенностью сказать, что УМЗ, безусловно, сыграл большую роль в том, что единственные в мире Ярегские нефтешахты стали крупными промышленными предприятиями».

А вот выдержка из воспоминаний, написанных в то же время бывшим главным инженером Дежневского завода стройматериалов (ДЗСМ) Н. Е. Палкиным: «Мои деловые связи с УМЗом возникли, когда заводу со дня его рождения едва ли исполнилось 5 лет. В то время мне привелось проектировать и одновременно строить в Ухте кирпичный завод (ДЗСМ – А. М.). Оборудование для строящегося в ту пору кирпичного завода было проблемой номер один. Получить его извне в тридцатые годы не представлялось возможным, а необходимость в кирпиче в те времена была равнозначна получению нефти. Выхода не было, пришлось все, начиная с конструирования до изготовления всех деталей, оборудования, принять на себя УМЗу».

 umz-03

Борис Ильич Зильберквит. 1896-1948. Родился в г. Одессе. Окончил математический факультет Одесского университета, работал на авиазаводе. С 1926 по 1933 гг. — в Москве на авиазаводе и в управлении авиапромышленности СССР. Осужден в 1933 г. и приговорен к 10 годам лагерей. Начальник УМЗа с 1934 и зам. начальника, директор в 1936-1939, главный инженер в 1943 — 1948 гг. Похоронен на Загородном мемориальном кладбище г. Ухты.

 

 

umz-04

Михаил Арсентьевич Донейко, старший мастер кузнечного цеха УМЗа. Родился 13.03.1903 в с. Слобода Минской губернии, из крестьян. Осужден 15 ноября 1929 г. в г. Минске на срок 10 лет ИТЛ. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1939 г. завод освоил еще один вид производственной деятельности — ремонт тракторов, а в поселке Веселый Кут ремонт автомобилей. Решал завод и проблему изготовления емкостей для перевозки нефтепродуктов. В котельно-сварочном цехе освоили изготовление автоцистерн, а в 1936 г. были изготовлены первые трехсоттонные наливные буксирные баржи «Мечта» и «Чибью».

В тридцатые годы продолжалось строительство цехов завода только в деревянном исполнении. В 1932 г. вошел в строй кузнечный, в 1933 — механический, в 1934 — котельно-сварочный и литейный цеха, в 1939 — трактороремонтный.

Строительство кузнечного и механического цехов на РМЗ в 1933 г. Рисовал со слов очевидцев А. П. Бухаров.

Учитывая постоянно возрастающие потребности расширения механической базы, в 1939 г. был составлен и утвержден проект реконструкции завода, предусматривавший постройку современных кирпичных цехов. Но его осуществление отсрочила Великая Отечественная война.

Из работавших на заводе в довоенные годы хотелось бы отметить Б. И. Зильберквита — директора завода с 1936 по 1939 г.г., начальников цехов: механического — Г. Д. Суханова, кузнечного — Ф. Я. Бригермана, котельного — М. С. Денисова; мастеров П. М. Михайленко, А. П. Берковского, М. А. Донейко, А. В. Долинского, бригадира токарей И. Ф. Дюдина, электросварщиков И. Я. Гладких и И. С. Насырова — зачинателей судостроения на заводе.

Нагрудным Знаком «Ударник-Ухтинец», учрежденным в апреле 1936 г. Президиумом ВЦИК СССР, были награждены работники РМЗ Ф. Я. Бригерман, А. Ф. Долинский, П. Ф. Желтопятов, С. П. Коростин, А. М. Романенко, П. Т. Хворостухин.

1941-1945 гг. Все для фронта, все для победы

С началом Великой Отечественной войны нагрузка на РМЗ значительно возросла. К этому времени Ухта стала крупным поставщиком нефти, нефтепродуктов, асфальтита и сажи, в которых остро нуждалась оборонная промышленность. Завод не только должен был обеспечивать бесперебойную все более интенсивную работу соответствующих предприятий, но и восполнять запасные части, инструмент, оборудование, централизованные поставки которых с началом войны прекратились. Кроме того, что завод капитально ремонтировал трактора, автомашины, многие виды различного оборудования, он резко увеличил для них изготовление запасных частей, часто очень сложных.

Работники завода нередко находили технические и производственные решения, выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Так, один из лучших рационализаторов завода П. С. Тирский после долгих поисков предложил технологию ремонта глубинных буровых насосов и тем самым обеспечил бесперебойную работу нефтепромыслов. Или другой пример. В первые дни войны фашисты разбомбили в Минске завод по изготовлению сажевых горелок, а на Украине единственные разработки пирофилита — минерала, из которого изготавливались горелки. Для получения сажи срочно строился Крутянский сажевый завод. Часть оборудования была эвакуирована с Майкопского сажевого завода, недостающее изготовили на РМЗ, но оставался открытым вопрос с горелками, так как пирофилит взять было неоткуда. И тогда на ДЗСМ специалисты разработали способ получения керамических горелок, а на РМЗ под руководством инженера 3. М. Майера были изготовлены сложные и тонкие пресс-формы для штамповки горелок. Сажевый завод был пущен в установленный срок к 07. 11. 1941 г.

РМЗ «выручил» ярегских нефтяников, когда прекратились поставки из Ленинграда отбойных молотков. Заводские инженеры и рабочие освоили их изготовление и обеспечили проходчиков отбойными молотками, что позволило продолжить горные работы и обеспечило рост добычи нефти.

В 1941 г. на заводе был построен и начал давать газообразный кислород — кислородный цех. Кислород в баллонах поставлялся в Коми АССР и за ее пределы.

Первым начальником цеха, непосредственно руководившим монтажом всего оборудования, был Д. И. Хижняк.

Необходимость увеличения объемов производства на заводе с первых дней войны столкнулась с проблемой нехватки металлорежущего оборудования. И тогда было принято необыкновенно смелое решение: самим на заводе изготовить токарные станки. Инженеры завода А. В. Смоктунович, А. И. Макаров и И. Д. Ульянов разработали техническую документацию и уже в 1942 г. было изготовлено 15 токарных станков марки ТН-15.

Кислородный участок вырабатывает газообразный кислород для технических и медицинских целей. Старейшее здание на территории завода (1942).

 

 

umz-06

Федор Васильевич Моисеев. 13.05.1908-12.-8.2003. Родился в с. Белый Яр Куйбышевской области. Окончил Куйбышевский промышленно-экономический техникум, служил в Красной Армии. Директор УМЗа в 1942-1976 гг. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР.

 

 

umz-07

Царева Александра Григорьевна. Родилась 17.03.1901 г. в д. Божатково Рязанской области. Работала на заводе с октября 1939 по сентябрь 1956 г. стерженщицей литейного цеха. Награждена орденом Знак Почета, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

umz-05В августе 1942 г. директором завода был назначен Моисеев Федор Васильевич. Он приехал в Ухту в 1940 г. Вначале работал начальником трактороремонтного цеха, затем заместителем директора. В этой должности директора он проработал 34 года и внес огромный вклад в развитие завода, его становление как крупного машиностроительного предприятия.

Самоотверженный труд многих инженеров и рабочих завода в годы Великой Отечественной войны был отмечен правительственными наградами в т.ч. Орденом «Знак Почета» — Моисеев Ф. В. — директор, Сикорский В. В. — зам. директора, Царева А. Г. – стерженщица, медалью «За трудовую доблесть» — Тирский П. С. — начальник цеха, медалью «За трудовое отличие» — Малофеева А. Д. – фрезеровщица, Хижнях Д. И. — начальник цеха. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были отмечены Демичев М. П. — начальник цеха, Маланов П. И. – токарь, Малашкина Е. Ф. — бригадир строгальщиков, Маликова Т. В. – строгальщица, Насыров И. С. – электросварщик, Селюк С. И. – механик, Павловский Н. Ф. — начальник цеха, Донейко М. А. – мастер, Канева А. Е. — бригадир слесарей.

1949-1960 гг. От единичного производства к серийному

Ухтинский ремонтно-механический завод достойно выдержал испытания военных лет. Он выпускал все, что требовалось для работы предприятий Ухтинского района. Его номенклатура достигла 1500 наименований.

После перехода промышленности на мирные рельсы встала задача определить производственный профиль завода, тем более, что на ряде предприятий района появились свои ремонтно-механические мастерские.

Начальник Ухтинского комбината С. Н. Бурдаков в докладе на Пленуме Коми Обкома ВКП(б) в июле 1946 г. о развитии Ухты сказал: «В течение пятилетки Ухтинский ремонтно-механический завод должен быть избавлен от всяких мелких заказов и превращен в крупный механический завод, изготовляющий в серийном порядке детали оборудования и само оборудование» (оборудование для нефтяной, газовой и других отраслей района А. М.).

1 февраля 1947 г. в приказе № 48/л по Ухтинскому комбинату было записано: «... В связи со значительно выросшей программой производства, а также, имея в виду характер производства и выпускаемой продукции, ремонтно-механический завод впредь именовать Ухтинским механическим заводом».

Хотя УМЗ продолжал выпускать большую номенклатуру изделий, но их количество не являлось как раньше единичным, а становилось партионым и серийным. Так, для нужд буровиков завод изготавливал металлические разборные вышки высотой 41 м, подъемники Киршенбаума для монтажа вышек, глиномешалки, гидроциклоны. Для лесников — лебедки комбайнов ЛК-4, емкости 75 куб.м. Для нефтегазовой промышленности — сепараторные блоки, запорную арматуру, мачты передвижные ПМ-30. Были освоены и выпускались в значительных количествах редукторы РМ-350, крановые тормоза ТК-200 и ТК-300, бульдозерные лебедки Д-269, лебедки ЛАЗ-690 для автокранов. С 1959 г. завод приступил к изготовлению металлических форм для панельного домостроения.

Особую страницу в истории завода занимает создание конструкции и изготовление бурового станка ПБС-2Тдля Ярегских нефтешахт. Этот станок был гидравлическим, приводился в движение водяной турбиной и был совершенно взрывобезопасен. Над его созданием трудились инженеры завода А. М. Котляров, Д. Н. Рудин, И. Б. Бабин, В. Н. Молодцов, В. Я. Кобазев, инженер-турбинщик С. Д. Крыжановский, мастера Д. А. Рудый, И. Л. Зеленский и многие другие. Создание такого станка можно без преувеличения причислить к достижениям технической революции.

Первый станок был изготовлен в 1955 г., а всего было выпущено 40 станков. Они до сих пор эксплуатируются на Ярегских нефтешахтах и не имеют себе равноценной замены. Согласно постановлению Совета Министров СССР, станок ПБС-2Тв 1955 г. демонстрировался на международной промышленной выставке в Вене (Австрия). После возвращения из Вены он долгое время стоял в вестибюле Ухтинского ЦДК, а затем переместился в Национальный музей в г. Сыктывкар.

Станок ПБС-2Т в работе на одной из шахт Яреги

umz-08

После окончания войны снова появилась возможность продолжить реконструкцию завода. В 1946 г. была введена в эксплуатацию пристройка сталелитейного цеха, в 1947 г. — котельно-сварочный цех, в 1949 г. — механосборочный, в 1952 г. — автотрактороремонтный. В таком виде завод в основном работал до 1972 г., когда начался второй этап его реконструкции.

Рост объемов производства, освоение новых видов продукции постоянно сопровождались внедрением прогрессивного оборудования и новых технологических процессов.

Широкое распространение на заводе получило движение рационализаторов. Это движение всегда существовало с первых шагов работы завода, но было узаконено приказом директора завода № 734 от 02. 12. 1946 г. «О создании заводского бюро рационализации и изобретательства».

Участники создания станка ПБС-2Т. Слева направо: инженер-конструктор И. Б. Бабин, инженер-технолог В. Я. Кобазев, мастер Д. А. Рудый, инженер-конструктор В. П. Молодцов

 

 

 

 

 

umz-10

Аксенов Дмитрий Митрофанович, токарь, работал на заводе с декабря 1945 г. Родился 18.05.1920 г. в с. Слобода Тульской области. Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Отечественной войны, медалями.

 

 

umz-11

Коберский Константин Матвеевич, инженер-конструктор, работал на заводе в 1945-1984 гг. начальником технического отдела, главным инженером. Родился 28.08.1922 г. в г. Казатин Винницкой области. Окончил заочный политехнический институт г. Москвы.

 

 

umz-12

Печников Владимир Иванович, работал на заводе в 1951-1982 гг. начальником кузнечного цеха, начальником производственного отдела. Родился 19.06.1925 г. в г. Набережные Челны. Окончил Боткинский машиностроительный техникум. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды, медалями, в т. ч. медалью «За трудовое отличие». Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР.

umz-09

В 1956г. по инициативе директора завода Ф. В. Моисеева началось строительство многоквартирных кирпичных благоустроенных домов силами завода с участием будущих жильцов или как впоследствии назвали такое строительство «методом народной стройки». Его продолжили преемники Ф. В. Моисеева и всего за 1956-1992 гг. было построено 18 домов на 919 квартир, из них 3 дома на долевых началах с другими предприятиями, 2 общежития и 1 детский комбинат.

После окончания Великой Отечественной войны на завод пришли работать многие бывшие фронтовики — всего в разное время 126 человек. Они привнесли с собой дисциплинированность, высокое чувство ответственности, требовательность к себе и другим и пользовались большим уважением в коллективе. Среди них: В. И. Печников — начальник производственного отдела, В. И. Козарь — шлифовщик, И. П. Рудаков — зубофрезеровщик, А. М. Северюхин — газорезчик, И. П. Тельнов — слесарь инструментальщик, Д. М. Аксенов — токарь, В. А. Дементьев — формовщик литейного цеха.

Из работавших на заводе в этом период можно отметить главного инженера 3. М. Майера; начальников цехов: Н. И. Ильина, Я. А. Туркельтауба, И. Г. Стецурина, Е. М. Клейна; начальников отделов: П. А. Смирнова, А. М. Саморая, П. Я. Мокроусова, К. М. Коберского, А. И. Макарова; мастеров Ф. Г. Золотарева, А. И. Мишина, Д. С. Франкфурта; рабочих: С. В. Балякина, Р. А. Гладких, Н. И. Лысенко, А. П. Родионова, П. И. Маланова, Ф. Ф. Жучкова, Б. Ф. Стефанова, Р. Е. Степанюка, М. Т. Графова.

1961-1991 гг. УМЗ — завод краностроительный

В конце 1950-х годов в Республике Коми началось строительство домов из стеновых панелей весом до 4-х тонн.

umz-13

Петравичус Ионас Вацлавович. Инженер, работал на заводе в 1954-1987 гг. Главный конструктор завода. Принимал активное участие в разработке по совершенствованию башенных кранов и механизмов поворота, автор ряда изобретений.


umz-14Свидетельство о присвоении башенному крану КБ-309ХЛ, выпускаемому Ухтинским механическим заводом, государственного Знака качества, апрель 1988 г.

Крупнопанельное домостроение нуждалось в грузоподъемных механизмах, позволяющих поднимать панели и устанавливать их точно на место. Этим требованиям в наибольшей мере отвечали башенные краны. Их изготовление Коми Совнархоз поручил УМЗу, т.к. централизованно получить из-за пределов республики не мог. Завод имел опыт по изготовлению сложных металлоконструкций, хорошую машиностроительную базу для изготовления крановых узлов, но главное — высококвалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры. После рассмотрения конструкций различных кранов главный инженер завода 3. М. Майер и начальник технического отдела К. М. Коберский приняли решение изготавливать башенные краны МСК 5/20 грузоподъемностью 5 т, вылет стрелы 20 м. Аналогичный кран выпускали только на одном из заводов в г. Куйбышеве. Ведущим конструктором назначили П. М. Петрушенко, конструкторскотехнологическую подготовку отдельных узлов поручили В. Я. Кобазеву, Г. Т. Кузьмичеву, И. В. Петравичусу. С огромной ответственностью и энтузиазмом отнеслись к изготовлению, сборке и отладке первого крана начальники цехов Я. А. Туркельтауб и Н. И. Ильин, мастера Г. В. Омельченко и М. Т. Шведов, электрики К. А. Райский и А. М. Алексеенко, слесари И. А. Пырин и В. М. Ревенко. Часто работали по полторы смены, без выходных.

2 октября 1961 г. первый кран успешно прошел испытания и это был праздник для всего коллектива. За пять с половиной лет было изготовлено и поставлено на стройки Коми АССР и за ее пределы 63 крана МСК 5/20. Однако коллективу завода не пришлось почивать на лаврах. В конце 1966 г. руководство Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения (Минстройдормаш), в состав которого теперь входил завод, поставило новую задачу: освоить производство башенных кранов в северном исполнении, работающих при температуре до -60°С. Это была исключительно сложная задача: таких кранов в стране, да и за рубежом никто еще не выпускал.

Головным проектировщиком было назначено Ленинградское центральное конструкторское бюро по башенным крана ЦКБ«Строймаш», а подготовку технической документации для производства на заводе возглавил начальник технического отдела К. М. Коберский. В процессе изготовления опытного образца заводчанам пришлось решать множество конструкторских и технологических задач. Так, инженер-конструктор И. Л. Зеленский предложил совершенно новый станок, который позволил решить проблему механической обработки ходовой рамы крана. Много усилий было затрачено на разработку и изготовление кабины крана. Она должна была быть утепленной, чтобы при наружной температуре до -60°С машинист крана мог устанавливать +14 +22°С. Большой вклад в создание кабины внес конструктор техотдела К. О. Вейкум.

Башенный кран-погрузчик КБ-309.04АХЛ для работы в суровых северных условиях при температуре до минус 60°С. Оснащен балочной стрелой. Грузоподъемность до 10 т.

 

 

 

 

 

umz-15

Садовой Владимир Никифорович. 27.07.1937— .10.2002. Уроженец д. Борщаговка Винницкой области. Работал на заводе в 1958-2002 гг. слесарем по сборке металлоконструкций, рационализатор.

 

 

umz-17

Путятов Валерий Васильевич. Родился 7.05.1938 г. в д. Коквицы Усть-Вымского района Республики Коми. Окончил Ухтинский горно-нефтяной техникум. На заводе с 1960 г., с 1982 г. — начальник механосборочного цеха. Награжден медалью «За трудовую доблесть», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР.

 

 

umz-18

Петров Евгений Михайлович. Родился 11.06.1937 г. в с. Кононове Новгородской области. Работает на заводе с июля 1955 г. кузнецом. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

 

umz-19

Купчин Борис Николаевич. 27.07.1946 — 12.02.2000. Директор завода с августа 1987 г. по февраль 2000 г. Родился в г. Ухте. Окончил Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. Работал заместителем начальника управления делами Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения в г. Москве.

 

 

umz-20

Геранина Адельфия Константиновна. Родилась 7.03.1935 г. в с. Липецкое Винницкой об­ласти. Окончила Одесский станкостроительный техникум (1953). На заводе с декабря 1960 г. Работала экономистом, заместителем главного бухгал­тера, с июня 1981 г. главным бухгалтером завода.

 

 

umz-21

Шикарян Гарегин Лукашович -генеральный директор ОАО «УМЗ» с декабря 2001 г. Родился 19.07.1960 г. в г. Артык в Армении. Окончил Ереванский Политехнический институт (1987). В г. Ухте с 1982 г. Ранее работал в строительной отрасли.

umz-16

С октября 1967г. завод начал серийный выпуск северных кранов под маркой КБ-100.0С. А в апреле 1979 г. этому уже существенно модернизированному крану был присвоен Государственный Знак качества. Коллектив завода не прекращал работать над совершенствованием кранов и в 1986г. было начато производство новой марки КБ-309ХЛ.

Кран отличался от своего предшественника большей грузоподъемностью (вместо 5 — 8т), были утеплены не только кабина, но и электросиловые шкафы. В апреле 1988 г. этому крану был присвоен Государственный Знак качества. Чтобы удержать государственный заказ, заводу нужно было выпускать башенные краны не только до 5, но до 12 и 15 этажей с большей грузоподъемностью. Совместно с проектными организациями завод работал над такими кранами. В 1981-1983 гг. был изготовлен и проведены эксплуатационные испытания башенного крана в северном исполнении КБ-407ХЛ грузоподъемностью 10 т для строительства зданий до 12-ти этажей. В 1988-1989 гг. была разработана техническая документация и изготовлены отдельные узлы опытного образца башенного крана КБМ-401ХЛ для строительства зданий до 15-ти этажей. Наряду с изготовлением башенных кранов завод дополнительно выпускал отдельные его механизмы, которые поставлял другим крановым заводам по кооперации и эксплуатационникам на запасные части. В первую очередь это относится к механизму поворота и грузовой лебедке. Механизм поворота, служащий для вращения башни, один из наиболее ответственных узлов крана, и завод постоянно работал над его усилением и увеличением срока службы. В результате напряженной работы совместно с ВНИИСтройдормашем был создан механизм поворота с так называемым зацеплением Новикова. Он в 1,5 раза легче и в 2 раза долговечнее своего предшественника. В 1974 году механизму поворота был присвоен Государственный Знак качества, а в 1983г. механизм поворота экспонировался на международной выставке в Болгарии и был удостоен Золотой медали.

Активное участие в изготовлении башенных кранов принимали: главный инженер завода А. М. Солоха, работники технического отдела В. М. Баев, Ю. М. Рогулин, А. А. Жигарев; начальники МСЦ-1 Ю. В. Григорьев и В. В. Путятов; старший мастер К. А. Желудов; бригадир слесарей В. И. Шиманский, кузнец Е. М. Петров, модельщик В. Д. Брагин, слесарь-инструментальщик И. П. Тельнов, слесарь по сборке металлоконструкций В. Н. Садовой, электросварщик С. А. Салабаев.

Наряду с выпуском башенным кранов, завод по заказу Министерства цветной металлургии в 1979 г. разработал конструкцию стрелового крана на базе трактора Т130 для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в условиях полного бездорожья. Кран пользовался большим спросом золотодобытчиков и в 1980-1982 гг. был выпущен 31 кран.

На заводе всегда осуществлялась продуманная кадровая политика. Работал учебный пункт, было широко развито индивидуальное обучение и наставничество, поощрялась учеба в высших и средних учебных заведениях. При выдвижении работника на руководящую должность, начиная от мастера, главным критерием были его деловые и личные качества. Добросовестный труд всегда получал самую высокую оценку.

Задачи по наращиванию выпуска башенных кранов потребовали строительства нового цеха. Старые производственные площади постоянно отставали от выпуска продукции, значительная часть работ по резке металла, электросварке и окраске круглый год выполнялась под открытым небом, а заводской транспорт зимовал на дворе у паровой трубы. Министерство пошло навстречу заводу и в 1972 г. началась реконструкция завода. Были построены цех по изготовлению металлоконструкций с окрасочным отделением, новый пролет механосборочного цеха, теплый гараж на 25 автомашин и 4-х этажный бытовой корпус со столовой на 150 мест, спортивным залом, современными бытовками, медпунктом. Впервые за 50 лет своего существования весь завод «ушел под крышу».

Несмотря на напряженный план, завод постоянно принимал участие в строительстве городских объектов. Были изготовлены металлические балки перекрытия для плавательного бассейна, металлические оконные витражи, каркасы дверей, ограждения лестниц и балконов для Дома техники (в настоящее время Городской дворец культуры). Из нержавеющей стали на заводе изготовили Памятный Знак ухтинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он установлен на высоком берегу р. Ухты, рядом с железнодорожным техникумом.

1992-1998 гг. Завод в условиях кризиса

Выпуск башенных кранов (шт.)

1991

1993

1995

334

79

11

За период с 1980 г. по 1989 г. годовой выпуск башенных кранов на заводе вырос с 168 до 443 шт. или в 2,6 раза. Это поступательное движение продолжалось бы и дальше, если бы не кризис, приведший к разрыву экономических связей, нарушению плановых основ ведения хозяйства, резкому росту цен. Все это стало причиной обвального падения экономики, ее отдельных отраслей и предприятий.

УМЗ в основном поставлял краны строительным организациям. И если с 1990 г. по 1996 г. объем капитальных вложений в России снизился в 4 раза, прекратился спрос на башенные краны.

В этих условиях основная задача руководства завода — директора Бориса Николаевича Купчина (работал директором с 1987 г. по 2000 г.), его заместителей, начальников отделов и цехов состояла в том, чтобы сохранить завод, не допустить его закрытия.

Этого удалось добиться, в первую очередь, за счет выпуска продукции в небольших количествах, пользующейся спросом. Это редукторы механизма поворота и другие запчасти к башенным кранам, метизы, металлоконструкции и детали к оборудованию коммунальных предприятий. Заказы нефтяников, газовиков, лесников, шахтеров, строителей. Значительно была расширена номенклатура товаров народного потребления. Выпускались банные и дачные печи, тенты укрытия для легковых автомобилей, металлические ворота и квартирные двери, оконные решетки. Завод освоил новые для себя виды производственной деятельности: обследование и ремонт башенных, козловых и других кранов, установка приборов для учета тепла на предприятиях и в учреждениях города и много другое. Кроме выпуска пользующейся спросом продукции, необходимо было значительно снизить все затраты на производство и привести их в соответствие с объемом выпускаемой продукции.

В первую очередь началось планомерное сокращение численности, при этом проводилось оно в строгом соответствии с КЗОТ. Если в 1991г. на заводе работало 1117 человек, то в 1998 г. всего 258. Были проведены мероприятия по снижению энергозатрат, закрыты и объединены некоторые цеха и отделы. Прекращены строительные работы по расширению ряда цехов. Инженерно-технические работники обучались рыночным методам хозяйствования.

В апреле 1992 г. завод был реорганизован в акционерное общество. На протяжении всего кризисного периода завод не останавливался ни на один день, работал прибыльно, хотя переживал те же трудности, что и тысячи других предприятий: бартер, отсутствие оборотных средств и «живых» денег, многомесячные задержки заработной платы и т.д.

Сохранить завод удалось потому, что в это трудное время его не бросили те, кто проработал на заводе 20 и более лет, для кого завод стал домом в полном смысле этого слова. Кроме директора завода Б. Н. Купчина — это его заместители А. П. Токарчук и В. А. Попов, главный инженер В. М. Рогулин, главный бухгалтер А. К. Геранина, начальники отделов: В. Б. Шиц, А. В. Носов, Л. В. Никишина, Е. Е. Никифорова, Г. И. Кашин, И. Д. Степаненко, А. Р. Суетин, начальники цехов и участков В. В. Путятов, В. Н. Кармазин, Б. В. Рогожкин, П. В. Филиппов, И. И. Рябошапка, инженерно-технические работники К. А. Желудов, М. П. Битус, В. А. Грубенко, Г. Д. Ильина, Н. Е. Шитова, Ю. В. Максимов, В. И. Смертьева, бухгалтеры А. Я. Гуляев, Р. Г. Ким, рабочие В. Н. Садовой, И. С. Порозов, Е. М. Петров, В. А. Петровский, В. Д. Двалишвили, П. Г. Долбышев, Н. П. Манышкин, И. А. Окуловский, В. Г. Голивец, Л. П. Курочкин, Н. А. Рыжков, П. И. Ручьева, В. И. Шиманский, В. А. Козлов, А. Н. Зарубин, А. А. Икаев.

1999-2003 гг. Завод на подъеме.

В 1999 г. начался рост экономики в России, в том числе и в машиностроении. На Ухтинском механическом заводе выпуск товарной продукции из года в год также неуклонно увеличивался и в 2002 г. составил 71390 тыс. руб., что в 5,9 раза больше чем в 1998 г.

Увеличился выпуск механизмов поворота, пошли заказы от предприятий, с которыми были налажены производственные связи в 1990-е годы, выпуск товаров народного потребления.

В декабре 2001 г. завод возглавил Г.Л. Шикарян — опытный хозяйственник. С его приходом еще значительней возросли темпы выпуска товарной продукции, расширились производственные связи, улучшилось финансовое положение завода — ликвидирована задолженность по заработанной плате, своевременно выплачиваются текущие налоги.

Даже в самые трудные кризисные годы не прекращалась работа над созданием модификаций башенного крана КБ-309ХЛ, разработано пять таких модификаций. На заводе сохранились оборудование, оснастка, кадры краностроителей. С февраля 2002 г., когда была получена лицензия Госгортехнадзора России на выпуск заводом подъемных сооружений, снова началось изготовление башенных кранов. Возобновилась работа над опытным краном новой серии КБМ-401ХЛ.

Около 40 лет, начиная с 1929 г., Ухтинский механический завод был почти единственным, удовлетворяющим потребности предприятий, промыслов, строек Ухты и Ухтинского района в металлоизделиях, механизмах, металлоконструкциях.

Завод и в настоящее время выполняет заказы многих предприятий и может выполнять их в больших объемах. Но наряду с этим перед заводом стоят более сложные и ответственные задачи.

А. Б. Медуховский