boksit-1

Посёлок бокситодобывающего рудника.
Фото ООО «Дерсу» (г. Киров)

 

 

boksit-2

Здание офиса ОАО «Боксит Тимана» в Ухте. Фото А. М. Плякина

 

15 декабря 1992 г. по решению Правительства РФ в Ухте было учреждено акционерное общество «Боксит Тимана». Учредителями его стало девять юридических лиц, наиболее крупными из которых были Фонд имущества Республики Коми, Ухтинская ГРЭ, корпорация НИПЕК и др. Государственная регистрация АО состоялась 29 декабря (Постановление № 435 Главы администрации Княжпогостского района). Главной целью деятельности Общества стало освоение бокситовых месторождений на Среднем Тимане и строительство на их основе боксито-глинозёмного комплекса.

Первым генеральным директором акционерного общества стал Борис Васильевич Соколов. Он долгие годы работал на руководящих должностях в строительных организациях городов Печоры и Ухты, был директором «Ухтажилстроя» и «Коминефтегазстроя».

Заместителем директора по строительству «Боксита Тимана» стал Пётр Николаевич Рогачёв – заслуженный работник Республики Коми. С 1993 по март 1998 г. он являлся генеральным директором ОАО «Боксит Тимана». Позже руководил отделом капитального строительства и являлся председателем профсоюзной организации ОАО «Боксит Тимана», работал в ООО «Тиман-Инжиниринг», которое занимается проектированием и строительством глинозёмного завода.

1 февраля 1993 г. главным геологом Общества был назначен Николай Степанович Никитин. В течение длительного времени, до второй половины 2006 г., он являлся заместителем генерального директора по качеству бокситовой руды, позже занимался титаном Ярегского месторождения.

В течение первых недель руководители АОЗТ и помогавшие им В. И. Носова и Л. В. Осташова сформировали пакет документов и 19 мая 1993 г. в Государственном Комитете по геологии РК конкурсная комиссия признала победителем конкурса АОЗТ «Боксит Тимана».

Генеральным подрядчиком по подготовке ТЭДа на строительство Среднетиманского бокситового рудника (СТБР) летом 1993 г. был институт Гипроникель, субподрядчиком по изыскательским работам – институт Ленгипротранс. Технико-экономическую оценку эффективности переработки среднетиманских бокситов на глинозём на предприятиях России и на проектируемом глинозёмном заводе в РК рассчитывали в институте ВАМИ. Над этими проектами трудились А. Я. Бурцов, В. А. Броневой и др. Большую помощь в организации и проведении работ оказали ведущие специалисты Уральского алюминиевого завода В. С. Шаблаков, А. В. Кузнецов, Б. Г. Бехтев, Б. И. Смоляницкий, В. В. Шафрай и многие другие

В апреле 1995 г. ТЭО на строительство Среднетиманского бокситового рудника было одобрено Главой Республики Коми Ю. А. Спиридоновым, а затем Первым заместителем председателя комитета Российской Федерации по металлургии.

Опытно-промышленная партия бокситов с Вежаю-Ворыквинского месторождения весом 12000 т была вывезена автомобильным транспортом до станции Чинья-Ворык, а оттуда по железной дороге отправлена на Уральский алюминиевый завод (УАЗ). Перевозку в сложнейших условиях осуществляло ЗАО СПК «Темпдорстрой» под руководством генерального директора М. А. Шарова.

В 1996 г. «Боксит Тимана» получил лицензию на разработку бокситов Среднего Тимана, а на УАЗе в г. Каменске-Уральском Свердловской области успешно завершились технологические испытания среднетиманских бокситов.

Создание бокситодобывающего предприятия стало началом горнорудной промышленности в Республике Коми и тесного сотрудничества со Свердловской областью. В этом большую роль сыграли Глава РК Ю. А. Спиридонов, его заместитель А. И. Окатов и заместитель министра промышленности и транспорта РК, позже — генеральный директор Программы развития экономики РК И. Б. Гранович.

2 февраля 1996 г. Постановлением правительства Российской Федерации № 90 «О мерах по улучшению использования производственного и природного потенциала Республики Коми» было предусмотрено выделение из федерального бюджета 35 млрд. руб. На трёх месторождениях в бокситах были подсчитаны запасы галлия (при среднем содержании 0,0067%) и ванадия (среднее содержание 0,09%), которые извлекаются при переделе бокситов на глинозём. В северных залежах Верхне-Щугорского месторождения и в подстилающих бокситы породах присутствуют также ниобий (0.07% Nb2O5) и скандий (0,002%), установлены стронций, церий, лантан, торий, гафний, европий и тербий.

В 1996 г. в г. Сыктывкаре было проведено специальное расширенное заседание Президиума Коми научного центра Уральского отделения РАН, посвящённое проблеме бокситов Тимана. На нём были очень высоко оценены ресурсы бокситов, обсуждены высокие технологии создания керамических композиционных материалов, переработки бокситов без образования красных шламов, а также вопросы социально-экономического развития и экологии в зоне строительства железной дороги к СТБР.

В решении Президиума Коми НЦ записано, что «в Республике Коми в 1970–80 гг. открыты промышленные месторождения бокситов осадочного и латеритного типов, из которых наибольший интерес представляют месторождения девонских латеритных бокситов, расположенных на Среднем Тимане, в 160 км от Ухты. Месторождения бокситов уникальны по химическому и минеральному составам, отличаются высоким содержанием редких и рассеянных элементов – галлия, скандия, ванадия, ниобия и др.».

В то же время принято решение о создании АО «Межрегиональная компания «Белкомур» для строительства железной дороги от Урала через Республику Коми до Архангельска.

В апреле 1997 г. Совет директоров ОАО «СУАЛ » принял решение о вхождении в капитал ОАО «Боксит Тимана».

В октябре 1997 г. было заключено первое соглашение о сотрудничестве между РК и Свердловской областью. К февралю 1998 г. завершилась пробивка зимней дороги к Вежаю-Ворыквинскому месторождению. 6 февраля первые тонны бокситов из карьера ознаменовали начало промышленного освоения среднетиманских месторождений.

Руда на заводы Урала поставлялась с перевалкой на промежуточном складе – на 107-м километре от станции Чинья-Ворык. Транспортировку бокситов выполнял «Темпдорстрой» и его дочернее предприятие – ЗАО «Нефтедорстрой». Геологические работы выполнялись геологами, ранее работавшими в Ухтинской ГРЭ, откуда пришли на рудник М. А. Кулюшин, В. И. Котов, Н. А. Юрков, Н. Ордин, Н. П. Василишин, В. К. Русский. В. И. Сиротин и И. Ф. Любинский имеют богатый опыт руководства работами на бокситы в качестве главных геологов Четласской партии. В. И. Котов и В. С. Зиновьев стали заместителями начальника рудника.

Кроме геологов пришли другие высококвалифицированные специалисты: маркшейдер Ф. А. Козлов, горный мастер (позже главный технолог) Д. В. Паранин, К. Р. Мальцев, С. Н. Беда, Г. В. Зеленова и др.

В 1998 г. ОАО «Боксит Тимана» вошло в состав Группы «СУАЛ » (Сибирско-Уральской алюминиевой компании), которая решительно и полностью взяла дело развития рудника и всей сопутствующей инфраструктуры в свои руки.

С марта 1998 по 2002 г. руководил ОАО «Боксит Тимана» Александр Зямович Сегаль. Он много сделал для организации работ по созданию горнорудной базы на Среднем Тимане.

Одним из первых шагов СУАЛа в установлении нормального функционирования СТБР стало строительство своего железнодорожного тупика и приобретение бульдозерной и экскаваторной техники. Было принято решение о строительстве железной дороги от Чинья-Ворыка к руднику.

В октябре 1998 г. Правительством РФ было принято Постановление «Об освоении месторождения бокситов Средний Тиман в Республике Коми и развитии алюминиевого комплекса Урала», на основании чего Минприроды РФ и Минпромтранс РК разработали и утвердили Программу «Средний Тиман – Белкомур». В ней предусмотрено обеспечение комплексного освоения природных ресурсов Среднетиманской рудной провинции (СТРП) и зоны влияния железнодорожной трассы Архангельск – Сыктывкар – Пермь (ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур»). С 1999 г. планировалось увеличить объёмы геологоразведочных работ для обеспечения скорейшей подготовки комплексного освоения богатейших недр СТРП.

В 1999 г. на должность начальника СТБР был назначен Александр Иванович Павлюткин, позже он стал комендантом ОАО «Боксит Тимана», а его сменил на посту начальника СТБР Владимир Иванович Стадников.

В ноябре-декабре 1999 г. в эксплуатацию сдан шихтовальный двор на ст. Чинья-Ворык, первые тонны бокситов здесь были приняты в январе 2000 г. Работами на шихтовальном дворе руководил Н. А. Юрков.

С 2000 г. для координации политики всех входящих в «СУАЛ » компаний создана единая управляющая компания «СУАЛ — холдинг» под руководством её Президента Виктора Вексельберга. Уже в мае 2000 г. началось строительство подъездной железной дороги к руднику, а 22 августа был принят в эксплуатацию 110-метровый однопролётный автомобильно-железнодорожный мост через главную водную преграду на пути к бокситам – реку Вымь.

К декабрю 2000 г. из карьера была добыта миллионная тонна бокситов.

boksit-3

На руднике.
Фото ООО «Дерсу» (г. Киров)

В августе 2001 г. был построен новый шихтовальный склад в комплексе с вахтовым посёлком. С прежнего склада последние тонны бокситов были отправлены в ноябре 2001 года.

«СУАЛ» для усиления «Боксита Тимана» кадрами горняков-профессионалов в декабре 2000 г. принял на должность исполнительного директора Сергея Анатольевича Кудрявцева. Горняк по образованию и по опыту работы на крупнейшем угольном карьере «Богатырь», он с 2002 г. по июнь 2003 г. становится генеральным директором «Боксита Тимана».

В 2001 г. рудник под руководством С. А. Кудрявцева перешёл на современное горное оборудование – мощный экскаватор САТ-5080 и фронтальный погрузчик САТ-9886. Скорость погрузки руды выросла почти в 2 раза.

В августе 2001 г. успешно тестирована на добыче фрезерная добычная машина MAN TAKRAF, предназначенная для замены взрывного способа добычи руды. На руднике построен современный жилой посёлок со столовой, душевыми и прочими удобствами. Он является гордостью не только «Боксита Тимана», но всего СУАЛа.

5 февраля 2002 г. в г. Сыктывкаре подписано соглашение между ОАО «СУАЛ — холдинг» и канадскими компаниями о строительстве в Республике Коми глинозёмно-алюминиевого комплекса и начата разработка проекта на его строительство. Обеспеченность комплекса разведанными запасами бокситов оценивается в 50 лет. Он рассматривается как самый масштабный проект в российской горной промышленности и металлургии начала XXI века.

Президент ОАО «СУАЛ-холдинг» В. Вексельберг заявил, что «проект «Алюминий Коми», основой и условием которого является освоение бокситовых месторождений Среднего Тимана, является сегодня самым амбициозным в отечественной металлургии. Строительство современного алюминиево-глинозёмного комплекса обеспечит развитие республики и Группы СУАЛ на многие годы вперёд».

Целью проекта является создание четырёхуровневого вертикально интегрированного алюминиевого производства со следующими планируемыми показателями: бокситовый рудник с мощностью второй-третьей очереди 3,0–3,5 млн. т руды в год и общей мощностью 5,6–6,0 млн. т; глинозёмный завод мощностью 1200 тыс. т в год (три очереди по 400 тыс. т каждая); алюминиевый завод мощностью 600 тыс. т в год (три очереди по 200 тыс. т каждая); комплекс предприятий по переработке алюминия мощностью 370 тыс. т в год, а также изделий из алюминия повышенной готовности.

В июне 2002 г. в г. Ухте, столице создаваемой горнорудной промышленности РК, провёл работу Седьмой (XXVIII) Уральский горнопромышленный съезд.

20 сентября 2002 г. состоялось официальное открытие железной дороги от ст. Чинья-Ворык до СТБР. В этот день с Тимана на Урал отправился первый железнодорожный состав с бокситами.

25 октября 2002 г. на УАЗе была выплавлена 125-миллионная тонна российского глинозёма, заметная доля которого получена из тиманского боксита. А 14 ноября 2002 г. на СТБР была добыта 2,5-миллионная тонна боксита!

25 апреля 2003 г. газета «Геолог Севера» сообщила о регистрации в феврале 2003 г. акционерного общества «Коми Алюминий». Полную поддержку проект получил на заседании Совета директоров СУАЛ-холдинга. Генеральным директором «Коми Алюминия» стал Владимир Кремер. Он объявил конкурс на разработку полного банковского технико-экономического обоснования, которое должно быть завершено к концу 2003 г. Предварительное ТЭО было утверждено в 2002 г. Он также отметил, что группа СУАЛ намерена принять участие и в строительстве железнодорожной магистрали «Белкомур».

Обеспечение комплекса энергетическими ресурсами планируется совместно с РАО ЕЭС и компанией «Комиэнерго» за счёт Печорской ГРЭС. Намечается также реконструкция Сосногорской ТЭЦ и строительство собственного источника электроэнергии на глинозёмном заводе. Проект строительства глинозёмно-алюминиевого комплекса поддержал Президент России В. В. Путин, перед которым ходатайствовал Председатель Счётной Палаты РФ С. Степашин.

 boksit-4

Карапетян Алексан Вардгесович, исполнительный директор ОАО «Боксит Тимана»

Действия группы СУАЛ по подготовке к реализации проекта глинозёмно-алюминиевого комплекса подкреплены заключением соглашения между РАО «ЕЭС России», группой СУАЛ и правительством РК на 10-летний срок. Как сообщили в июне 2003 г. «Аргументы и факты Коми», СУАЛ намерен вложить в реконструкцию Печорской ГРЭС и ввод в действие шестого энергоблока станции до 50 млн. долларов. С помощью СУАЛа мощность ГРЭС возрастёт до 1275 мегаватт. На нужды глинозёмно-алюминиевого комплекса будет использовано не менее 860 мегаватт. В. Кремер отметил, что пустить в строй опытный участок алюминиевого завода предполагается уже в 2007 году. Глинозёмный завод намечено построить в районе гг. Ухты и Сосногорска, а алюминиевый завод – в районе г. Печоры.

В июле 2003 г. исполнительным директором ОАО «Боксит Тимана» назначен А. В. Карапетян. Горный инженер с высшим экономическим образованием, он имеет большой опыт работы на СУБРе.

О серьёзности намерений СУАЛа говорит и тот факт, что с июня 2003 г. местом постоянного базирования заместителя генерального директора «Коми Алюминия», главного геолога и всего главного «штаба» фирмы стала Ухта. Казалось, выпуск первой продукции глинозёмного и алюминиевого заводов Республики Коми не за горами. Но возникшие экологические и некоторые экономические проблемы внесли коррективы в первоначальные планы.

В октябре 2004 г. газета «АиФ-Коми» привела слова В. Вексельберга об отказе от участия в совместном проекте американской компании «Alcoa», после чего разговоры о строительстве алюминиевого завода в Печоре пошли на убыль и вскоре вообще прекратились. С этого же времени начались активные акции жителей Ижемского и других районов республики против строительства глиноземного комбината в п. Керки по экологическим соображениям. В качестве альтернативы предлагались два варианта расположения этого комбината: ст. Чинья-Ворык и участок вблизи бокситодобывающего рудника на Среднем Тимане.

По этим проблемам состоялись многочисленные общественные слушания, в итоге которых строительство глинозёмного комбината началось в п. Керки.

После долгих обсуждений из девяти вариантов выбран единственный: вариант строительства завода близ поселка Керки Сосногорского района. Строительство завода предполагалось начать летом 2005 г. Проектная стоимость завода – 860 млн. долларов, предполагаемая мощность – 1500 тонн продукции в год. Около 700 тонн глинозема будет поставляться на Коми алюминиевый завод, столько же на промышленные предприятия Иркутской области и Красноярского края.

Вскоре состоялось объединение СУАЛ а с другой крупнейшей алюминиевой компанией страны – РУСАЛом на паритетных началах, в связи с чем произошли некоторые кадровые изменения и в ОАО «Боксит Тимана». Обе эти компании стали соучредителями проекта «Коми Алюминий».

Телекомпании РТР и НТВ 9 октября 2006 г. сообщили о подписании соглашения об объединении трех алюминиевых компаний: РУСАЛа, СУАЛа и швейцарской Glencore с таким распределением активов: РУСАЛ – 66%, СУАЛ – 22%, Glencore – 12%. СУАЛу предоставляется право назначить исполнительного директора компании. Объединение становится крупнейшим производителем алюминия в мире – в течение трех с половиной лет ожидается производство этим объединением около 5 миллионов тонн алюминия.

СТБР представляет собой сложный живой организм, состоящий из карьера, железной дороги и собственного железнодорожного подвижного состава, шихтовального двора, ремонтно-механических мастерских и административно-жилого комплекса. Надеемся, что недалеко то время, когда за бокситами Среднего Тимана последуют титан Яреги, ниобий и редкие земли Четласского Камня, другие полезные ископаемые, которыми так богаты недра Республики Коми.

А. М. Плякин 

Один из карьеров бокситодобывающего рудника на Среднем Тимане.
Фото ООО «Дерсу» (г. Киров)

boksit-5