Я. М. Мороз и И. И. Косолапкин на буровой в 1932 г.

pechora-01

 pechora-02

Гармаш Александр Иванович 1891-1943. Горный инженер. Родился в Азово-Черноморском крае. Осужден в 1935 г. к 10 годам ИТЛ. В Ухтпечлаге работал руководителем проектного бюро нефтешахты. Место захоронения неизвестно.

Ухтинская экспедиция за два напряженных года работы заложила основы нефтегазовой промышленности края. Дальнейшее промышленное освоение природных богатств Европейского Севера было невозможно без использования дешевой рабочей силы путем создания промышленных исправительно-трудовых лагерей. Одним из первых таких лагерей стал Ухто-Печорский ИТЛ. Трудом сотен тысяч заключенных создавалась топливно-энергетическая база Европейского Севера, велись лесоразработки, строилась сеть автомобильных и железных дорог.

Огромная роль в этом деле отводилась Ухтпечлагу, так как именно с его помощью в 1931-38 гг. была заложена современная инфраструктура промышленности Республики Коми.

В соответствии с приказом ОГПУ296/173 от 6 июня 1931 г. Ухтинская экспедиция преобразована в Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь – УПИТЛАГ или Ухтпечлаг ОГПУ СНК СССР.

Ухто-Печорский ИТЛ (УПИТЛаг, Ухтпечлаг) просуществовал до очередной реорганизации 10 мая 1938 г. На протяжении всего периода деятельности начальником был Я. М. Мороз. Для легализации его деятельности было принято Постановление Политбюро ЦКВКП(б) 13 ноября 1932 г. «Об организации Ухто-Печорского треста».

Тресту были поручены:

разведка и эксплуатация имеющих промышленное значение ископаемых Пе­чорского бассейна и все связанные с этим подсобные работы;
строительство железнодорожных и грунтовых дорог;
строительство жилищ и культурно-бытовых учреждений;
улучшение водных путей сообщения в районах деятельности треста;
строительство ремонтных заводов;
организация речного судостроения;
колонизация районов работ треста;
развитие сельского хозяйства, промысловой охоты и рыболовства.

 pechora-03

Гембицкий Сергей Самойлович 1880-1943. Горный инженер-геолог. Родился в Москве, дворянин. Профессор Днепропетровского горного института, заведующий кафедрой гидрогеологии. Осужден в 1938 г. Реабилитирован в 1957 г. Место захоронения неизвестно.

 

 

pechora-04

Инкин Николай Николаевич 26.05.1891 -1968. Родился в г. Сольвычегодске. В Ухте работал с 17.09.1930 по 1957 г. В 1931-1935 гг. возглавлял геологоразведку на Воркуте и Инте. В 1937 — 1944 гг. руководил геологоразведочными работами на Яреге. Далее — главный геолог на Водном промысле. В 1951-1953 гг. работал в Геологоразведочной конторе, ЦНИЛе. Уехал в г. Тулу.

 

 

 

pechora-05

Сметы строительства Нефтешахты № 1

 

 

pechora-06

Стрижов Иван Николаевич 20.09 (8.10).1873-12.08.1953. Один из организаторов нефтегазового дела в России и СССР. Родился в Екатеринбургском уезде Пермской губернии. Окончил Московский университет (1893). Работал на Урале и Кавказе, управляющим Грозненских нефтяных промыслов. Осужден по обвинению во вредительстве к 10 годам ИТЛ (1929). Прибыл в Чибью в июне 1931. Назначен помощником начальника геологического сектора Ухтинской экспедиции. Первооткрыватель Ярегского месторождения (1932). Заведующий кафедрой газового дела Московского нефтяного института (1940-1953). Автор книги «Добыча газа» (1946). Похоронен в Москве.

В этом документе были предусмотрены объемы работ по добыче нефти, радия, угля, асфальтитов, дальнейшей разведке полезных ископаемых, постройке железных дорог, зимним перевозкам, портостроительству, речному транспорту. Там расписаны также кадровые вопросы и колонизация заключенных.

Первым пунктом программы работ была предусмотрена добыча нефти: заложить на участке Чибью небольшой нефтепромысел с добычей в 1933 г. 10-15 тыс. тонн нефти, построить простейшую нефтеперегонную установку для получения керосина.

По углю планировалось строительство угольных шахт – двух на Воркуте и двух на Щугоре, добыча в 1933 г. 100 тыс. тонн.

Объем добычи радия был определен в размере 8 грамм, ставилась задача определить место и методы переработки концентратов в готовый продукт.

По асфальтитам планировалось приступить к их добыче в размере 100 тыс. тонн, разработать проект завода мощностью не менее 3 тыс. тонн готового продукта. По дальнейшим разведкам полезных ископаемых было предусмотрено произвести разведку на полиметаллы в районе хребта Пай-Хой и р. Цильма и на железные руды, произвести детальную разведку по обнаружению газовых залежей в районах Южного и Северного Тимана.

По путям сообщения было предусмотрено строительство узкоколейных дорог, а также строительство тракта Усть-Ухта — река Воя и тракта рудник Воркута – Обдорск.

По данным историка Н. А. Морозова, численность заключенных составляла:

1931                1932              1933                1934               1937               1938
9566                13186             19258             20000             30276             89000

В «Отчете о пятилетней деятельности Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря (Ухтпечлаг) ОГПУ СНК СССР за 1929-1934 гг.» было записано: « В течение почти всех пяти лет существования Ухтинской комплексной экспедиции, ныне Ухтпечлаг, велись разведывательные работы в труднейших условиях (непроходимая тайга, огромные болота, летом – комары и гнус, кусающие до крови лицо и руки, зимой – до 50 градусов мороза, быстрые реки и речки, полная оторванность от ближайших железнодорожных путей сообщения, несудоходность ближайшей реки Ижмы на протяжении 250 км от места первых основных работ), потребовали героических усилий для ведения обустройства и строительства, переброски продовольствия и тяжелого оборудования по промыслам, отделениям, рудникам, буровым».

В докладе сказано, что в 1933 г. начата промышленная эксплуатация нефти, на 1.01.1934 уже было 34 эксплуатационных скважины, добыто 9 тыс. тонн пробной эксплуатацией.

На Водном промысле на 1 октября 1934 г. имелось 192 буровых скважины на воду, вручную и уложено к заводам водного промысла 55 км деревянных труб. До 1 января1934 г. переработано 912388 кубометров воды, в полученных концентратах было 4 грамма радия.

В январе 1935 г. был опубликован доклад, с которым начальник Ухтпечлага Я. М. Мороз выступал публично на III съезде Советов Северного края. Он отметил, что к этому моменту наряду с разведкой и добычей ископаемых была проделана большая работа в области промышленно-заводского, лечебно-культурного строительства, судостроения и дорожного строительства. За этот период было выстроено 407 буровых вышек, организована судоверфь, на которой за 1933-34 гг. выстроено 408 плавучих единиц с общей грузоподъемностью в 16069 т.

Ухтпечлаг приступил к строительству транспортных артерий края. Грунтовая дорога Усть-Вымь – Ухта протяженностью 274 км дала возможность завоза грузов и оборудования. Проведена проселочная дорога – зимний тракт Усть-Ухта – Воя протяженностью 216 км. Всего проложено 511 км грунтовых дорог. 25 июля 1933 г. открыта узкоколейка Воркута — Воркутавом длиной 80 км с подъездными путями.

С 1930 по 1937 годы в тундре и тайге работали 134 геологических и 168 топографических партий Ухтпечлага. Было пробурено 847 скважин, открыто три нефтяных и газовое месторождения, выявлено около 20 структур для поисков нефти и газа, миллиардные запасы угля. Было добыто свыше 100 тыс. тонн асфальтитов, организованы и частично введены в эксплуатацию четыре промысла, два угольных и асфальтитовый рудники. За эти годы добыто 135 тыс. тонн нефти, 470 тыс. тонн угля, заготовлено 854 тыс. кубометров строевого леса, построено более 1 млн. куб. метров жилья.

Лагерные владения простирались от Белого моря до Обдорска, от Котласа до арктических островов. Согласно отчетам, в 1929 г. было разведано 125 кв. км, в 1930 — 35 тыс. кв. км, в 1931 – 300 тыс. кв. км, в 1932 – 340 тыс. кв. км.

Открытие Ярегского месторождения тяжелой нефти связано с именами выдающихся геологов — Н. Н. Тихоновича и И. Н. Стрижова.

На основе научных прогнозов Тихоновича ухтинские геологи в 1940-60-х годах прошлого века открыли ряд нефтяных и газовых месторождений.

Стрижов И. Н. наметил особую разведочную линию с десятью скважинами на ней. В апреле 1932 г. между речками Ярега и Доманик была заложена первая из десяти намеченных скважин — № 57. В июле с глубины около двухсот метров из нее подняли насыщенный нефтью песчаник. Успех 57 скважины обнадежил, рядом с ней заложили еще одну скважину № 62. Скважина при ее опробовании дала две тонны густой нефти. Это была первая ярегская нефть. Был образован Промысел № 3. В 1934 г. Н. Н. Тихонович предложил добывать ярегскую нефть шахтным способом. Здесь была спроектирована нефтяная шахта, к строительству которой приступили 9 июня 1937 г. В проектировании принимали участие А. И. Гармаш, С. С. Гембицкий, П. З. Звягин, А. П. Нестеренко, А. В. Кулевский, К. А. Веревкин, М. П. Еднерал, И. С. Новосильцев. 9 сентября 1939 г. на нефтешахте № 1 была получена первая уникальная тяжелая нефть Советского Союза. В промышленную эксплуатацию шахта № 1 сдана в 1944 г.

Одновременно с освоением мощностей шахты № 1 было начато строительство нефтешахт №  2 и № 3, введены в эксплуатацию в 1949 и 1943 гг. Ярегское месторождение на долгие годы стало центром разработки и внедрения огромного количества научных открытий, внедрения передовых технологий.

Открытие Седъельского месторождения положило начало газовой отрасли страны. 4 июня 1935 г. из скважины № 1/39 с глубины 700 метров был получен первый газовый фонтан мощностью до 1 млн. куб. м газа в сутки.. Месторождение находилось в эксплуатации в период 1939—1974 гг., за это время добыто 3 млрд. куб м газа. На месторождении пробурено 28 разведочных и 45 эксплуатационных скважины с общим метражом 54 тыс. метров. В 1941 г. на базе этого месторождения был организован первый в СССР газовый промысел, который обеспечил сырьем Крутянский сажевый завод по производству канальной сажи.

Для обеспечения геологоразведочных и буровых работ многое делал Ухтинский ремонтно-механический завод. С его деятельностью связано создание машиностроительной отрасли республики.

Летом 1934 г. вступил в строй Ухтинский нефтеперегонный завод. Это – сегодняшняя нефтехимия и нефтепереработка республики.

Для обеспечения местными стройматериалами строительства промышленных и гражданских объектов в 1937 г. начал работу Дежневский кирпичный завод. Это – начало создания промышленности стройматериалов.

Геологи Ухтпечлага с местными жителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pechora-08

В конце 1930-х гг. Управление Ухтижемлага находилось в деревянном двухэтажном здании по ул. Севастопольской, 11.
Фото А. Фоменко

pechora-07

На первый план в работе вновь организованного лагеря наряду с нефтью выходит угольное направление. Печорский край привлекает внимание высших органов Советского государства, что привело к обсуждению вопроса о Печоре в Политбюро ЦК ВКП(б) 8 и 22 марта 1932 г., где по инициативе И. В. Сталина и С. Орджоникизде принимается решение «О развитии каменноугольной промышленности в районе бассейна реки Печора». Постановлением создается Печорский комитет при Совете труда и обороны для увязки и комплексного рассмотрения вопросов, связанный с развитием промышленности Печорском районе.

27 марта 1932 г. Совет Труда и Обороны при СНК СССР принял постановление «О развитии каменноугольной промышленности в районе бассейна реки Печоры». Промышленное строительство в Печорском крае признается ударным, а созданием каменноугольной промышленности тесно увязывается с развитием производственных сил Печорского края. Одновременно В. М. Молотовым подписано секретное постановление «Об обеспечении рабочей силой строительства каменноугольной промышленности в районе бассейна реки Печоры», где предписывалось «Обязать НКТ труд, НКТ леспром и ОГПУ обеспечить Печорское строительство как за счет спецсилы, так и за счет посылки рабочей силы и технических кадров».

В 1947 г. Управление Ухтижемлага переехало в деревянное двухэтажное здание, построенное в 1933 г. на месте нынешнего здания ПечорНИПИнефти по ул. Октябрьской, 11

pechora-09

В этих постановлениях предложен конкретный план работ по промышленному освоению Печорского края. Предлагалось закончить геологоразведочные работы в течение 1932 г.: к 1 мая в районе Заостренной, а к октябрю в районе Воркуты и к декабрю в районе Щугор, чтобы в конце года дать качественную и количественную характеристики этих углей. План предусматривал в 1932 г. закладку 3 шахт вблизи судоходных участков рек Усы, Печоры и Воркуты: на Воркуте одну шахту, у Щугора одну шахту, на Заостренной одну шахту, мощностью от 700 до 900 тыс. тонн. Увеличить ассигнования на обеспечение геологоразведочных работ с 2,8 млн. руб. до 4,2 млн. руб., предписывалось добыть каменного угля в районе Воркуты 11 тыс. тонн, а у Заостренной и Щугора — 12 тыс. тонн, в следующем 1933 году, увеличить угледобычу до 300 тыс. тонн. Одновременно в постановлении подчеркивалось, что развитие каменноугольной промышленности Печорского бассейна должно производиться в комплексе с развитием производительных сил Печорского региона, в котором транспортное строительство является решающим звеном.

 Рудник Еджыд-Кырта

 

 

 

pechora-10

В 1930-40-е гг. в деревянном двухэтажном здании по ул. Оплеснина, 4 находился оперчекотдел Ухтижемлага.
Фото А. Фоменко

 

 

pechora-12

Войновский-Кригер Константин Генрихович 1894-1979. Геолог. Палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор. Окончил ЛГИ (1927). Работал в Геологическом комитете. Осужден в 1929 г. Открыл угольное месторождение Еджыд-Кырта, работал в Усть-Усе, Воркуте. С 1957 г. профессор Казахского горно-металлургического института в Алма-Аты.

 

 

pechora-13

Леднев Николай Михайлович 1885-1942. Геолог-нефтяник. Родился в г. Верный (Алма-Ата). Окончил ПГИ (1911). Работал научным сотрудником в Геологическом комитете, на нефтепромыслах Баку, Грозного. Осужден по «делу Геолкома» (1930) к 10 годам ИТЛ. Прибыл в Чибью в мае 1930 г. Занимался поисками и разведкой нефти и газа на Средней Печоре. Освобожден в августе 1941, умер в Ухте.

 

 

pechora-14

С 1950 г. Управление Ухтижемлага находилось в трехэтажном кирпичном здании на углу улиц Первомайской и Октябрьской (ныне здание Ухтабанка).

pechora-11

К 1933-34 гг. успешно действовало Печорское отделение по добыче угля в двух районах – Воркуты и Еджыд-Кырты (Щугора). Первая добыча угля ручным способом началась на Еджыд-Кыртинском руднике в сентябре 1932 г. Первый отряд на Воркуту под руководством А. А. Волошановского прибыл из Чибью 2 августа

1931 г. к месту будущего рудника. Началась разработка воркутинских углей. 1 сентября 1934 г. шахта № 1-2 отгрузила первый промышленный уголь. Первооткрывателем Еджыд-Кыртинского месторождения был К. Г. Войновский-Кригер, старшим геологом Кожвинского отделения Н. М. Леднев, начальником рудника З. М. Хургин. В 1934 г. было добыто 61675 тонн каменного угля, который отправляли по рекам Уса и Печора до порта у деревни Куя, где он перегружался и направлялся в Архангельск.

В октябре 1937 г. правительство приняло постановление о строительстве железной дороги Котлас – Ухта – Воркута. В декабре 1941 г. открылось движение, и первый уголь пошел в осажденный Ленинград.

Ухто-Печорский ИТЛ просуществовал семь лет. Геологические открытия и разработка месторождений, строительство предприятий были возможны благодаря тому, что здесь работали выдающиеся представители инженерной мысли. Ими созданы первые геологические и научные учреждения, предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, строительной индустрии.

Объемы добычи нефти, газа и бурения в Тимано-Печорской провинции в 1929-1938 гг. составили:

добыча

бурение

год

нефть т.

Газ м3

развед. в м

1929

5

-

-

1930

88

-

-

1931

250

-

1000

1932

1077

-

2475

1933

7745

-

3640

1934

17390

-

4647

1935

26604

-

5757

1936

30907

-

4133

1937

50970

-

7651

1938

63763

-

8179

 

Итогом деятельности Ухто-Печорского лагеря и Ухто-Печорского треста к концу 1930-х гг. стало создание достаточно мощной горнопромышленной структуры Коми АССР , положившей начало ее индустриализации. К 1937 г. окончательно сложилась структура Ухто-Печорского лагеря:

первое лагерное отделение — Воркута — угольное направление, насчитывало 12122 заключенных;
второе лагерное отделение — поселок Водный — радиевое направление, насчитывало 228 заключенных;
третье лагерное отделение — поселок Чибью, Котласский пересыльный пункт — нефтяное направление, насчитывало 12817 заключенных;
четвертое лагерное отделение — сельскохозяйственное, разбросанное по всей территории лагеря, насчитывало 6505 заключенных;
пятое лагерное отделение — Княжпогост — занималось лесозаготовками и железнодорожным строительством, насчитывало 16059 человек.

Владения Ухтпечлага простирались от Котласа до северных предгорий Урала, включали 27 лагпунктов и командировок, т. е. территорию государства средних размеров.

К 1937-1938 гг. он становится трудно управляемым. Примером может послужить Ухтинский промышленный узел. В годовом отчете за 1937 г. руководство лагеря вынуждено было признать о провале выполнения планов. По добыче нефти план был выполнен на 50,8 %, по переработке — на 69,9 % и то за счет старого нефтеперегонного завода. Строительство нового перегонного завода было сорвано, из выделенных на его строительство 2204 тыс. руб. было освоено только 37,2%. Такая же картина наблюдалась на строительстве теплоэлектроцентрали, где освоение выделенных средств составило 27%. К началу 1937 г. Ухтинский промышленный узел оказался неподготовленным. Сказалась нехватка электроэнергии, кирпича, цемента, необеспеченность рабочей силой и транспортом. План эксплуатационного и разведочного бурения был выполнен на 75,1 %

Таким образом, на территории Коми была создана мощная структура ГУЛАГа, насчитывающая к концу 1930-х гг. свыше 100 тыс. заключенных, построены два крупных промышленных узла в районах Ухты и Воркуты, давших стране каменный уголь, нефть и радий, развернулось строительство Северной железной магистрали Котлас — Ухта — Воркута. Возникли поселки городского типа Ухта и Воркута, где наряду с системой власти ГУЛАГа, подчиненной центру в 1938-1939 гг., появились советские и партийные органы управления, подчиненные правительству Коми АССР и Коми обкому ВКП(б).

10 мая 1938 г. был подписан приказ НКВД СССР № 90 о расформировании Ухтпечлага. На его базе организованы Ухто-Ижемский ИТЛ (Ухтижемстрой) с центром в поселке Чибью, который 14 июля 1939 г. был переименован в поселок Ухту (основная задача — нефтедобыча), Воркутинский ИТЛ (Воркутлаг) с центром в поселке Воркута (угледобыча) и Северный железнодорожный ИТЛ (Севжелдорлаг) с центром в поселке Княжпогост (железнодорожное строительство). Устьвымлаг снова стал самостоятельным лагерем. В 1940 г. добавился Северо-Печорский ИТЛ. На начало 1941 г. в лагерях содержалось 186,4 тыс. человек. С августа 1943 г. Ухтижемлаг стал называться Ухтинским комбинатом НКВД (с 1946 г. МВД ) СССР.

Начальниками Ухтижемлага были на протяжении 1938-1955 гг. Я. М. Мороз, В. Е. Цесарский, А. Д. Баламутов, С. Н. Бурдаков, И. А. Карасев, Е. Я. Юдин.

Деревянное одноэтажное здание т-образной формы Управления Ухтпечлага и Ухтижемлага было расположено на месте, где в настоящее время проходит проезжая часть улицы Мира напротив средней школы №2 (ул. Мира, 8). Оно обозначено на карте-схеме Чибью в отчете И. Н. Стрижова за 1932 г. 18 мая 1955 г. Ухтижемлаг был передан в Печорский ИТЛ .

На протяжении последующих лет вплоть до ликвидации лагерной системы с ее помощью в республике сложилась инфраструктура промышленности. И это во многом определило современный облик нашей республики.

Л. Г. Борозинец