Сцена из спектакля «Волки и овцы». 1946 г.
Фото из архива В. М. Гой

1

История театрального дела в Ухте уходит своими корнями в первые годы существования здесь лагерного поселения Чибью.

В 2001 г. в Коми книжном издательстве вышла книга А. Н. Каневой «Гулаговский театр Ухты», в которой опубликован большой материал по истории ухтинского театра.

Режиссер народного театра Городского дворца культуры В. М. Гой в течение многих лет вела переписку с одной из старейших актрис З. Н. Жижимонтовой (Радеевой). Она прислала свои воспоминания, хранившиеся у нее записи 1937-1939 гг., сделанные пианистом Томсоном, афиши, черновые эскизы к спектаклю «Гейша». В 1990-е годы Вера Михайловна Гой побывала в гостях у Жижимонтовых в г. Алма-Аты, куда они переехали из Ухты, сделала записи воспоминаний. Благодаря их усилиям восстановлены многие страницы истории ухтинского театра.

По данным историка А. Н. Каневой, уже летом 1930 г. бревенчатый сарай дореволюционных искателей нефти недалеко от устья Чибью отремонтировали и приспособили под клуб Ухтинской Экспедиции, его назвали клубом Промысла № 1. Позднее построили новое здание клуба. Он назывался клубом и Центральной бригадой Культурно-воспитательного отдела (КВО).

В Ухтинской Экспедиции организаторами спектаклей, концертов, вечеров художественной самодеятельности в форме «живой газеты» были заключенные – члены кружка «Синей блузы» инженер А. Г. Прасолов, бывший культработник К. А. Житов, музыкант Н. В. Морозов, бывший работник культуры А. А. Антонов. Руководили лагерной художественной самодеятельностью инженер С. А. Кузбасов, начальник Культурно-воспитательной части (КВЧ) И. Я. Тепер.

В ноябре 1931 г. начальник Ухто-Печорского лагеря Яков Моисеевич Мороз выделил культбригады «Синей блузы» под руководством К. А. Житова и Н. И. Байковского.

В 1932 г. в Чибью организовали первый художественный совет.

В декабре 1933 г. был создан штаб по работе Культурно-воспитательного отдела управления лагеря, куда вошли начальник снабжения Эглит, начальник производственно-технического отдела Матвеев, главный инженер Максимович, начальник КВО Федоров, в качестве секретаря Гиндин. Штабу выделили помещение, предали самолет К-5 с радиостанцией. Штаб объезжал все клубы, оказывал помощь культбригадам. Туда вошли заключенные П. М. Губенко и Е. Барятинский.

Была создана «музыкантская команда» из 20 заключенных, разъездная культбригада из 12 музыкантов и актеров.

В числе первых подконвойных актеров того времени Мюссар, Мордасов, Марков, Александров, Гуркин, Тарасов, Трофимов, Мартичева, Лебедева, Сладик. О них пока ничего не известно.

В честь пятилетия Ухтинской экспедиции начальник Яков Моисеевич Мороз решил открыть театр в Чибью. В январе 1934 г. был заложен фундамент деревянного здания на театральной площади – ныне Октябрьской.

2
Здание театра (1934 -1949 гг.).

В 1934 г. начальник КВО Ухтпечлага – П. А. Дымов, инспекторы отдела – заключенные И. И. Соколов, Н. Е. Мацук, М. И. Рамзи, Г. Х. Рохин, Е. П. Барятинский – Лидин, технический редактор газеты «Северный горняк», литсотрудник газеты П. М. Губенко взялись за организацию театра в лагерном поселке Чибью. Первым начальником театра был культработник К. А. Житов.

Идейно-политическое руководство театром осуществляли Культурно-воспитательный отдел (КВО) и партийный комитет лагеря (1934 — 1937), КВО и политотдел – с 1938 по 1952. С 1934 по 1953 гг. сменилось двадцать начальников театра.

Факт создания театра в поселке Чибью связан с постройкой специального задания и началом работы в нем постоянного коллектива профессиональных актеров, которые ранее уже работали на сценах клубов поселений Ухто-Печорского лагеря. Многие актеры до работы в Ухтинском театре были заняты на общих работах в лагерных подразделениях, некоторые руководили самодеятельными кружками, клубами. Они и потом совмещали работу на сцене с другими занятиями.

В очерке «Город Чибью» Остап Вишня приглашает: «Пойдемте посидим в беседке парка культуры и отдыха, почитаем местную газету «Северный горняк» или «Вышку», а потом, если хотите, пойдем в театр. Идет «На дне» Максима Горького, в постановке Шнеерсона, мейерхольдовца… Играют артисты Московских и Ленинградских театров».

В числе основных событий 1934 г. О. Вишня назвал назначение И. И. Гирняка главным режиссером театра в Чибью. Обратимся к дневниковым записям этого замечательного писателя – лето­писца Ухты.

«25. VIII. 1934 Гирняк прибыл! Иосиф Иосифович. Какая радость! Собственно, не рад же я, понятно, что ему, бедному, тоже пришлось попробовать всего лагерного, и что он попал в эти «места не столь отдаленные», а рад я, что буду с ним вместе, потому что люблю я Гирняка! Расцеловались мы с ним. Его, бедного, в дороге где-то обокрали, и прибыл он в каком-то железнодорожном бушлате, что по дороге купил где-то. Прибыл он в составе этапа в 16 человек – из них харьковчане: Жмурко – кооператор, Гаско Мечислав – поэт, Музыченко – прокурор, Шаран, Кринский – партийное ведомство, Теодор – поляк из ЦК… Кажется, все… Все они из Харькова в конце мая были направлены в Кемь, а оттуда их почему-то перекинули в благословенный град Чибью. Надо постараться, чтобы Гирняк работал в театре.

27.VIII. 1934 Иосиф Иосифович Гирняк будет работать в клубе-театре – городском.

В Чибью два клуба-театра: один называется «городской им. Косолапкина», а другой – в рабгородке (1 промысла). Так в городском будет работать Гирняк. Сидеть ему здесь три года! Ему все же «повезло», — не десять, как мне! Ну, это хорошо, что он в театре. И на своем месте, и, главное, уже не угрожает ему переться куда-нибудь на Воркуту…

Как только он будет с русским языком? Но, это, в конце концов, неважно: мастерство актера — интернациональное… И хорошего артиста с удовольствием смотрят и слушают, хоть на каком угодно языке он играет…

Снилось ли когда-нибудь этим хмурым лесам, что обступили суровой стеной Чибью, и снилось ли этим деревянным стенам Чибьюского театра, что в них будет играть лучший актер украинского театра Иосиф Гирняк?! Никогда не снилось, конечно! Кесмет! Судьба! Да…Теперь в тайге и тундре можно встретить знаменитых людей!»

Уже через полмесяца Иосиф Гирняк играл на сцене Городского театра имени И. И. Косолапкина. Первым спектаклем И. Гирняка в театре Чибью был «Бесшабашный» по пьесе К. Финна.

«12.IX. Выступление Гирняка в «Бесприданнице».

А еще через два месяца Остап Вишня запишет в дневник: «13.XI. «Часовщик и курица». Гирняк, Карфункель».

Это был спектакль в 4-х действиях по пьесе украинского писателя Ивана Антоновича Кочерги, в котором Гирняк сыграл роль часовщика Карфункеля. Пьеса была рекомендована к постановке по итогам конкурса среди писателей СССР, объявленного Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 17 февраля 1933 г. В Постановлении сказано: «Придавая особое значение театру, как одному из наиболее действенных средств политического воспитания широких масс трудящихся, и в целях создания высокохудожественных театральных пьес, могущих содействовать просвещению масс в духе социализма, — Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

  1. Объявить конкурс писателей СССР на создание лучших театральных пьес (темы — по выбору писателей, из быта СССР и заграницы)».

Пьеса получила третью премию и в 1934 г. была опубликована отдельным изданием, в предисловии к ней говорилось: «Автор пьесы «Часовщик и курица» — старый украинский драматург И. Кочерга — в РСФСР был совершенно неизвестен. «Часовщик и курица» — оригинально и живо построенная пьеса о большевистском времени и большевистских темпах.

Программа концерта Городского театра имени И. И. Косолапкина 6 сентября 1937 г.
Из архива В. М. Гой

3В течение четырех актов автор показывает одних и тех же людей на одной и той же железнодорожной станции, но в разные годы (довоенные, в гражданскую войну и в наши дни). Через целый ряд сложных сценических положений, среди которых очень много комедийных, лирических и патетических, автор утверждает торжество социалистической эпохи, победу большевистских темпов. В пьесе показан также героизм рабочего класса в годы гражданской войны и в эпоху социалистического строительства. В образе немца - «часовщика», представителя крупной часовой фирмы, застрявшего в России, автор очень своеобразно и в оригинальных красках символизирует гибель буржуазного строя. В пьесе — ряд очень колоритных сцен и фигур, сложная занимательная интрига, что делает пьесу весьма сценичной».

Первым художественным руководителем, затем режиссером театра им. Косолапкина в Чибью до 1940 г. был И. И. Гирняк. Он родился в 1895 г. в г. Струсов в Галиции. Окончил высшее театральное училище в Киеве (1918). В Харькове работал с 1922 по 1934 год в театре «Березиль». Осужден тройкой при коллегии ОГПУ УССР 21 мая 1934 г. по ст.54-2 УК УССР на 3 года. Наказание отбыл в Ухтпечлаге 12.09.1936. После Ухты вернулся в Киев, а потом эмигрировал в США. Умер там в 1989 г. Написал книгу «Воспоминания об Остапе Вишне», где рассказал о работе в театре Чибью.

11 июля 1936 г. в общелагерной газете «Северный горняк» опубликована рецензия на спектакль «О душах» Л. Гроссмана. Режиссер-постановщик Э. Г. Понс, декоратор-художник И.В. Алексеев. Роли исполняли Названов, Капустина, Стрижова, Кучеров, Додин, Сеплярская, Соколова, Харчев, Гирняк, Консовский, Малышева.

В период работы Гирняка главным режиссером тетра в 1937 г. В. М. Каплун-Владимирский — постановщик и дирижер, осуществил постановку оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Роли исполняли Геликонская, Названов, Радеева, Кортов, Михельсон и Васильева. В спектакле участвовала вся труппа — заключенные и вольнонаемные актеры – любители, более 100 человек. В художественном оформлении участвовали художники Б. З. Мотуза-Мотузявичус, Н. И. Михайлов, Евгений Барятинский (литературный псевдоним Лидин) на страницах газеты «Вышка» назвал музыкальный театр и оперу «Кармен» «Чудо в Чибью».

30 августа 1937 г. была показана комедия К. Гольдони «Забавный случай». В спектакле были заняты В. И. Лавров, Е. М. Капустина, С. И. Кучеров, З. Н. Радеева, М. М. Названов, А. Т. Онищенко, В. Н. Дунаев. Музыку к пьесе исполнял ансамбль в составе: 1-я скрипка В. М. Каплун-Владимирский, 2-я скрипка М. Д. Шрек, виолончель Н. Н. Каринский, флейта И.И. Герасимчук, 1-й кларнет А. А. Новгородский, 2-й кларнет Р. Я. Кречман, контрабас О. Л. Рассадин, рояль Г. С. Шишков.

В октябре 1937 г. театр показал комедию К. Гольдони «Забавный случай». Роли исполняли: Филиберт – В. И. Лавров, Жаннина – Е. М. Капустина, Рикард – С. И. Кучеров, Констанция – З. Н. Радеева, де ля Котри – М. М. Названов, Марианна – А. Т. Онищенко, Гасконь – В. Н. Дунаев. Постановка Э. Е. Понса, балетмейстер В. В. Ратушенко, оформление Ю. С. Веригина, костюмы С. П. Казакова и С. И. Ежова, художественный руководитель И. И. Гирняк, директор М. П. Свиридов. Обработку музыки для камерного ансамбля сделал Н. Н. Каринский.

Театр вел насыщенную концертную деятельность. 6 сентября 1937 г. Городской театр им. И. И. Косолапкина в летнем театре показал большой концерт, в котором играли духовой оркестр под управлением С. Ф. Левацкого, симфонический под управлением В. М. Каплун-Владимирского.

Концерты проходили на сцене театра им. И. И. Косолапкина, Дома пионеров, клуба 1-го промысла, на II промысле, в пожарной охране.

8 ноября 1938 г. состоялся концерт-карнавал и вечер джаза, который повторили 11 ноября, 12 января 1939 г. Джаз играли пианист Шишков, музыкальное трио в составе Крейн, Томсон, Шифферс – лучшие музыканты Москвы.

На ухтинской сцене встретились люди талантливые и знаменитые на всю страну. Их имена навечно вписаны в историю ухтинского театра.

Боцюк Павел Львович — композитор и дирижер театров Украины. О нем в дневнике Остапа Вишни написано так: «Готовится сейчас хор. Руководит украинский композитор Боцюк (из Полтавы)». Набрал, — говорил он мне, человек с 20. Есть мужчины и женщины. Большинство — украинцы. А кто же? Кто же поет, кроме украинцев? Кругом теперь их песни блуждают – по тайге, по тундре…». В оригинале на украинском языке этот отрывок завершается словами: «Аби не плакали – хай спiвають!!» (лишь бы не плакали – пусть поют!). Именно он сочинил музыку к песне «Ухтинский вальс» на стихи Е. Лидина.

Прекрасно смотрелся на сцене дуэт певиц радио Коминтерна в составе Вероники Воронцовой и Евгении Стрижовой.

Несравненная Кармен — Сусанна Александровна Геликонская до ареста работала в Московском Государственном оперном театре им. К. С. Станиславского. Она похоронена на Загородном кладбище в Ухте.

 5

Корнева Зинаида Николаевна.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

 

 

7

Немчинова Варвара Николаевна.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

 

 

8

Названов Михаил Михайлович (1914-1964). Актер, с 1931 г. играл во МХАТе, заслуженный артист РСФСР (1949). Лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949, 1950 гг.).

Владимир Михайлович Глазов был солистом Краснознаменного им. Б. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Актриса Вера Митрофановна Днепрова была дочерью «короля оперетты». Певица Марина Александровна Спендиарова была дочерью знаменитого композитора, народного артиста Армении А. А. Спендиарова.

Екатерина Макаровна Капустина была актрисой Ленинградского государственного академического театра драмы (Александринского), за работу на сцене награждена знаком «Ударнику — ухтинцу».

Зинаида Николаевна Корнева училась в Московском музыкальном техникуме им. Гнесиных. Художественный руководитель ЦДК, она уехала из Ухты в Ленинград уже в 1980-е годы, умерла в 1994 году.

Борис Давыдович Крейн, виолончелист, концертмейстер, работал в Большом театре. Организовал «Московское трио» в составе Б. Крейн, Е. Пинке и В. Шор.

Во времена кашкетинских расстрелов в 1938 г. под Ухтой погибла балетмейстер Валентина Владимировна Ратушенко.

Пианист Всеволод Владимирович Томсон работал в Большом театре Москвы. Именно он вел в тетради хронологическую запись концертов с 7 ноября 1937 по 6 февраля 1939 г. За этот период было дано 45 концертов. Благодаря этой тетради Томсона известны имена сотни актеров. В 1939 г. он был похоронен на кладбище ОЛПа № 8 в Сангородке, могила не сохранилась до наших дней.

Такая же участь постигла скрипача Большого театра Бориса Карловича Шифферса. В 1943 г. его похоронили на лагерном кладбище Ветлосяновской больницы. Там же покоится прах скрипача Генриха Максовича Чаплинского, профессора Львовской консерватории.

Солисты Ленинградского Малого государственного театра оперы и балета (Михайловского) Виктор Яльмарович Армфельт и Мария Ивановна Койвисто, актер Белорусского ТЮЗа Давид Семенович Лосик, певицы Мариинского театра оперы и балета Анастасия Яковлевна Михельсон и Зоя Николаевна Жижимонтова (Радеева), актер МХАТа им. Горького Михаил Михайлович Названов, балерины Большого театра Варвара Николаевна Немчинова – Шедель, Нора Эдуардовна Радунская, солистка балета Московского театра оперетты Наталья Владимировна Пушина, балерина Одесского театра оперетты Алла Ивановна Тародина, актриса МХАТа Вера Эдуардовна Радунская, пианист Владимир Владимирович Битюцкий, композитор и педагог Павел Филиппович Вейс, руководитель оркестра Большого театра Владимир Михайлович Каплун-Владимирский и сотни других актеров — все они внесли неоценимый вклад в развитие театрального искусства и культуры в Ухте.

Они стали учителями и примером для самодеятельных актеров Е. Г. Гартман, А. Т. Онищенко, Г. В. Гусаровой – Кларк, З. П. Кулыгиной, Л. М. Конюшко, А. В. Полубинской, В. М. Григорьева, М. П. Урицкого и многих других.

Они работали на сцене рядом с профессионалами, а потом заменяли их, когда выходили приказы о расформировании профессиональных трупп. Так было в 1939 году, а позже в 1951.

2 августа 1939 г. последовал Приказ № 00889 с объявлением «Временной инструкции о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР». В разделе «О порядке допуска заключенных на административно-технические должности» пунктом 102 он запретил использование заключенных в качестве культорганизаторов из числа осужденных по всем пунктам статьи 58, 59-3 (бандитизм), 82 (побег), 117-118 (взятка), 151-155 (половые преступления), 167 (разбой).

11 апреля 1939 г. профессиональную труппу актеров-заключенных расформировали и распределили по клубам для укрепления культбригад. Труппу профессиональных актеров ОЛП-10 п. Водный назвали центральной культбригадой или передвижным театром, режиссер М. М. Названов.

В 1939 г. помещение театра занял политотдел Ухтижемлага. В летнем театре организовали дом партийного просвещения с библиотекой политической книги. В зимнем здании театра разместился клуб политотдела под личным руководством офицера госбезопасности Леонида Марковича Дюдина.

С изменением структуры Ухто-Печорского лагеря происходила реорганизация театра. 19 августа 1940 был издан приказ за подписью начальника Ухтижемлага А. Д. Баламутова «О реорганизации театра в Центральный клуб Ухтижемлага НКВД». Так театральное здание стало клубом. Но в нем продолжал жить театр. Актеры, отбыв срок наказания, освобождались, но были невыездными, и продолжали бывшие заключенные теперь уже вольнонаемные свое театральное дело в Ухте. Специально для работы на ухтинской сцене приглашали из многих театров страны вольнонаемных актеров.

По данным А. Н. Каневой, клуб политотдела стал местом проведения партийных собраний, совещаний. Был избран совет клуба из 9 человек во главе с инструктором политотдела С. М. Межогских. После отъезда профессиональных актеров прекратились репетиции хора, оркестра, драмкружка, спектакли не ставили и силами самодеятельности. На сцене клуба политотдела выступали артисты-заключенные Центральной агитбригады Водного промысла, клуба Сангородка.

Сцена из спектакля «Где-то в Москве». В. С. Гроздов и Д. С. Лосик. 1944 г.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

15

Жижимонтова (Радеева) Зоя Николаевна.
Фото из архива В. М. Гой

6Важный отрезок времени работы театра связан с деятельностью Николая Петровича Акинского и его супруги, актрисы и театрального педагога Эрики Абрамовны Хольт. С 3 октября 1941 по июль 1948 он был начальником Центрального Дома культуры и художественным руководителем. В это время режиссерами также были Константин Владимирович Эгерт, Николай Георгиевич Гладков.

Акинский объединил драматический и музыкальный коллективы. Был восстановлен академический театральный хор, симфонический и джазовый оркестры. Центральный клуб стал называться «Театр — ЦДК», восстановлены оперетты «Перикола», «Марица», спектакль «Хозяйка гостиницы». В 1940-е годы ставили оперы «Паяцы», «Алеко», «Травиата», «Севильский цирюльник», сцены из «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы».

З. Н. Жижимонтова (Радеева) вспоминала: «Жизнь наша была очень нелегкой, голодной, бесправной. Совершенно правильный заголовок в «Ухте» – «Крепостные актеры» (статья А. Н. Каневой опубликована в 1993 г. – ред.). В дальнейшем, когда мы уже освободились, на нас смотрели как на людей третьего сорта и ущемляли, по возможности, во всем. По сравнению с вольнонаемными, мы получали треть, в лучшем случае половину того, что получали почти неграмотные они. Уже после войны, Н. П. Акинский подал ходатайство о присвоении пяти актерам звания заслуженных артистов. Геликонской, Крейну, Кортову, Каплун – Владимирскому и Радеевой (т.е. мне). Ответ был таков: «Что это Вы бывших арестантов представляете к награде?». Его ответ был: « А у меня все актеры такие!».

Сцена из спектакля «Волки и овцы». З.Н.Корнева и С.А. Геликонская.1946 г.
Фото из архива В. М. Гой

419 мая 1946 г. исполнялось 60 лет со дня рождения и 40 лет сценической деятельности начальника и художественного руководителя Центрального Дома Культуры Ухтинского комбината МВД СССР, режиссера-орденоносца, как значится в пригласительном билете, Николая Петровича Акинского. В пригласительном билете заявлен показ комедии А. Н. Островского «Волки и овцы».

В 1946 г. архитектор Н. П. Жижимонтов проектировал и принимал участие в расширении и реконструкции театра. Он же совместно с архитектором П. К. Мурзиным проектировал здание нового театра после сгоревшего старого в 1949 г.

Директором театра была Гия Наумовна Гейденрейх, позже М. Н. Плаксина.

22 июня 1948 г. начальник Ухтижемлага И. А. Карасев реорганизовал театр оперетты и драмы в музыкально-драматический театр. С 8 августа 1948 художественным руководителем театра, постановщиком отдельных спектаклей театра до 1958 г. был Владимир Владимирович Рыченко.

23 ноября 1949 года руководство Ухтижемлага объявило первую благодарность за подготовку и показ оперетты «Сорочинская ярмарка» В. М. Каплун-Владимирскому.

15 сентября 1950 г. режиссером-постановщиком назначен Николай Андреевич Игнатьев. В январе 1951 состоялась премьера вольнонаемного театра – «Коварство и любовь» Шиллера в постановке Игнатьева.

Поставлены спектакли «Тайная война» Самойлова, комедия «Приятные заботы» Ялунера, показаны спектакли «Дети Ванюшина», «Последние», «Эзоп», «Мирное время».

Новогодний джаз. 1945-1946 гг.
Фото из архива В. М. Гой
9
Группа актеров, занятых в спектакле «Роз-Мари» (Л.Б. Екельчик, З.Н. Корнева, В.С. Гроздов, Д.А. Комарчук, Д.С. Лосик). 1943 г.
Фото из архива В. М. Гой
10
Сцена из спектакля «Волки и овцы». З.Н. Корнева и Н.Э. Радунская. Сценография Н.П. Жижимонтова. 1946 г.
Фото из архива В. М. Гой
11
Сцена из спектакля «Гейша». 1946 г.
Фото из архива В. М. Гой
14
 

1 мая 1951 открылось вновь построенное здание ЦДК. 7 ноября 1951 состоялся концерт самодеятельных артистов по сценарию З. З. Сердюка, К. Л. Горфман и И. Г. Южного.

Пушина Наталья Владимировна в оперетте «Жрица огня». 1947 г.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

 

12

Сцена из 2-го действия спектакля «Волки и овцы». Первая постановка. Н. Э. Радунская и В. С. Гроздов. 1946 г.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

16

Нина Сергеевна Опрокиднева в спектакле «Коварство и любовь». 1953 г.
Фото из архива В. М. Гой

1319 ноября 1951 последовал приказ по Ухтижемлагу о ликвидации с 1 января 1952 труппы драматического театра. Архивы КВО и театра уничтожены в 1949 и 1955 годах.

На протяжении всего периода 1934 – 1951 г. г. на сцене работали профессиональные актеры, музыканты, художники. Рядом с актерами-профессионалами играли актеры-любители. Все другие творческие коллективы – хор, оркестры были созданы в дополнение к основному театральному коллективу.

Над оформлением спектаклей в те годы, по воспоминаниям З. Н. Жижимонтовой, работали Алексеев – художник Театра Оперы и балета им. Кирова, г. Ленинграда, Кустов – художник-оформитель, Михайлов – художник-постановщик оперы «Кармен», Лев Премиров работал в театре в 1935-1937 гг., после освобождения уехал в Казахстан, где работал в Караганде в театре русской драмы. А. Мотуза-Мотузявичус, Екатерина Терлецкая, Александр Матвеевич Левитан, Н. П. Жижимонтов, Золотухин – художник 1946 г. по1949, оформил «Сорочинскую ярмарку» и «Принцессу цирка», Веригин – художник в 1935 -1937 г., Эдгар Вардаунис – художник в 1945 – 1946 гг.

1 января 1952 г. вольнонаемный драматический театр закрылся, здание передано райкомитету профсоюза горнорудной промышленности, позднее нефтяников. Центральный дом культуры (нефтяников) — так стали называть новое кирпичное здание, отстроенное на месте сгоревшего деревянного театра. В нем все было по – новому. Заработали новые самодеятельные творческие коллективы, в том числе и драматический. Эпоха профессионального театра Ухты закончилась.

В 1954 г. директором ЦДК назначили Иллариона Григорьевича Южного.

18 апреля 1958 газета «Ухта» поместила заметку Н. Михайлова о новом спектакле по пьесе сербского драматурга Бронислава Нушича «Доктор философии»: «...когда смотришь очередную постановку музыкально-драматического коллектива Центрального дома культуры – комедию Б. Нушича, совершенно забываешь, что на сцене играют простые любители, а не профессиональные артисты. Этот спектакль дает правильную трактовку идеи темы и образов пьесы, выделяется хорошей исполнительской техникой».

В ролях были заняты инженер-плановик Г. И. Деев, инженер М. П. Урицкий, служащий Ю. Роганов, домохозяйка А. В. Полубинская, воспитательница детского сада М. Ф. Бедокурова, электрик УМЗа В. В. Жембинскас, техник-геолог Г. В. Кларк, геолог Р. Иванова, воспитательница детского сада Н. Л. Кудрявцева, работница хлебозавода Н. Федорова, боец пожарной охраны Н. Клименченко, пенсионер Н. В. Сафронов, копировальщица Л. М. Конюшко. Автор отметил: «Безусловно, основная заслуга в четкости такой постановки принадлежит режиссеру В. В. Рыченко, который кропотливо работал с каждым исполнителем в отдельности и с коллективом целиком».

И далее: «Нам кажется, что при Центральном доме культуры, по примеру других городов страны, можно открыть уже теперь на базе драматического коллектива театральную студию».

Продолжили театральное дело режиссеры Д. Я. Войтоловский, Н. С. Опрокиднева (Григорьева).

В 1959-1966 гг. были поставлены спектакли «Опасная профессия» В. Соловьева (1959), «Сегодня и всегда» Г. Мазина (1960), «Разлом» Б. Лавренева (1960), «На бойком месте» А. Н. Островского (1961), «Ты увидишь новое небо» Б. Купчинкина (1961), «Гибель Алмазова» А. Ольшанского (1961), «Опасная профессия» С. Нариньяна (1961), «Последние» М. Горького (1963), «Жизнь и преступление Антона Шелестова» Г. Медынского и В. Токарева (1963), «Глубокие корни» Д. Гоу и А. д’Юссо (1964), «Неравный бой» (1964), «Дама-невидимка» Кальдерона (1965), «В день свадьбы» В. Розова (1965).

Репертуарная книжка актера Ухтинского народного театра В. М. Григорьева

 

 

17

Актер Ухтинского народного театра Владимир Михайлович Григорьев.
Фото из архива В. М. Гой

18

29 января 1959 г. опубликована заметка о новом спектакле «Опасная профессия» самодеятельности ЦДК. Пьеса В. Соловьева – это драма о столкновении советской разведки с фашистской контрразведкой на оккупированной территории. Постановщик Н. С. Григорьева. «Последний спектакль в ЦДК, хотя и радует молодым, свежим составом исполнителей, но в силу неудачного выбора пьесы некоторых недоработок остается на уровне среднего самодеятельного спектакля». Роли исполняли учащиеся горно-нефтяного техникума А. Звездина и И. Быков, пенсионер Г. Невольский, работник треста «Ухтастрой» Я. Гальперин, инженер А. Яковлев, В. Иванова.

23 января 1960 зрители увидели постановку Н. Г. Григорьевой, художественный руководитель З. Н. Корнева, по пьесе Г. Мазина «Сегодня и всегда». Роли исполняли пенсионер Г. Л. Невольский, домохозяйка Н. И. Тычина, работник крекинг-установки УНПЗ С. Г. Бороздин, работница базы треста «Ухтастрой» Р. В. Соболева, студент УГНТ И. Ю. Быков, библиотекарь школы № 2 И. А. Гусева, архитектор А. П. Яковлев, А. В. Ворошилова, пенсионерка Е. В. Карпова. По мнению автора заметки, «пьеса «Сегодня и всегда» актуальна и злободневна. Она смотрится с большим интересом. Язык ее персонажей живой и острый, изобилующий меткими характеристиками. Постановка этой пьесы — творческая удача коллектива художественной самодеятельности Центрального дома культуры нефтяников».

Коллектив участников и исполнителей водевиля «Где эта улица… Где этот дом?». Середина 1960-х годов.
Фото из архива В. М. Гой

 

20

Режиссер В. Е. Богоявленский.
Фото из архива В. М. Гой

 

21

Актер Ухтинского народного театра М. П. Урицкий в роли Муштакова в спектакле «Чемодан с наклейками».
Фото из архива В. М. Гой

19

К 43-й годовщине Октября решили подготовить спектакль по пьесе «Разлом». Большую помощь участникам драматического коллектива оказывал член совета театра пенсионер Александр Ефимович Левит. Он руководил дневными репетициями.

В 1961 г. коллективу театра присвоено звание народного за постановку пьесы Б. Лавренева «Разлом», режиссер Н. С. Григорьева. Она сумела вывести театр на новую высоту.

12 марта 1961 г. художественный совет театра народного творчества ЦДК обсудил новую работу работника геолого-поисковой конторы треста «Печорнефтегазразведка» Б. И. Купчинкина. Пьеса «Ты увидишь новое небо» «рассказывает о том, как рвутся сектантские сети, новые, передовые, жизнеутверждающие идеи побеждают философию религиозного мракобесия».

4 апреля 1961 журналист В. Лехмус опубликовал в газете «Ухта» статью о новом спектакле театрального коллектива по пьесе А. Н. Островского «На бойком месте». Он назвал его большой удачей постановщицы спектакля лауреата Коми фестиваля Н. С. Григорьевой и всего драматического коллектива, еще одним этапом их творческой деятельности. В спектакле были заняты М. П. Урицкий, Ю. Серебряков, Е. Брошник, Н. И. Машкова, В. Григорьев, И. Щеголь, Н. Варвашевич.

25 июня 1961 г. состоялась премьера спектакля «Ты увидишь новое небо». Накануне, 24 июня в ЦДК состоялся общественный просмотр спектакля, присутствующие дали пьесе хорошую оценку. Этой же постановкой открылся театральный сезон в сентябре.

16 декабря 1961 г. фотоинформация И. Н. Кильдюшова сообщила через газету «Ухта» о том, что Ухтинский театр народного творчества подготовил новую пьесу А. Ольшанского «Гибель Алмазова»: «Более 300 ухтинцев посмотрели эту постановку в Центральном доме культуры нефтяников. Зрители тепло отозвались о первой работе самодеятельного театра».

Сцена из спектакля «Эзоп», 1970 г. Постановка С.А. Димента.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

22

Актер Г. П. Тузилкин в спектакле «Поздняя любовь», 1972 г.
Фото из архива В. М. Гой

 

 

23

Михаил Евгеньевич Маров в роли полковника Ф. Ф. Коваленко в спектакле «Далекие окна» (1968) Ухтинского народного театра, режиссер В. Богоявленский

 

24

16 декабря 1961 г. театр показал премьеру комедии С. Нариньяна «Опасный возраст» в постановке Н. С. Григорьевой. В спектакле играли Е. Стародубцева, Н. Деберкин, В. Григорьев, В. Киреева, Ю. Серебряков: « Их игра отличалась большой проникновенностью, эмоциональностью и мастерством. Конечно, далеко не все удачно в новом спектакле театра народного творчества. Но в целом спектакль получился живым, интересным и волнующим».

22 мая 1962 г. опубликована заметка, в которой спектакль «Чемодан с наклейками» по пьесе Д. Угрюмова назван творческой удачей театра народного творчества и режиссера спектакля В. Богоявленского. Роли исполнили М. Урицкий, Л. Левит, В. Червинская, Н. Деберкин, Н. Олейникова, В. Киреева, С. Харитоненко.

11 июня 1963 рецензия под названием «Правда жизни» о спектакле по пьесе Г. Медынского и В. Токарева «Жизнь и преступление Антона Шелестова» отметила «несомненную удачу постановщика спектакля Н. С. Григорьевой, которой оказалось под силу решение большой актуальной темы, выраженной в пьесе. Многие артисты, дебютировавшие в этом спектакле, хорошо сыграли свои роли, а некоторые – даже превосходно. В этом – немалая заслуга режиссера Н. С. Григорьевой». В спектакле играли В. Нижниченко, А. Оводов, Г. Кларк, М. Урицкий, Л. Левит, В. Киреева, Н. Клименченко, О. Швецова, В. Суровцев, Ю. Серебряков, Г. Солопекина. Спектакль занял первое место на республиканском смотре спектаклей самодеятельных театров.

В 1964 г. спектакль по пьесе М. Горького «Последние» в постановке народного театра был показан единственный раз и оказался неудачным.

25

Актеры Ухтинского народного театра. 1995 г. В центре — Вера Михайловна Гой. В Ухте с 1974 г. после окончания Харьковского института культуры. Заслуженный работник культуры Коми АССР (1993).
Фото О. А. Сизоненко

 

 

26

В. В. Шабунин в роли Казановы в спектакле «Три возраста Казановы»
Фото О. А. Сизоненко

 

 

28

Н. Г. Качалова в роли Кручининой в спектакле «Без вины виноватые».
Фото О. А. Сизоненко

Следующая работа — спектакль «Глубокие корни» по пьесе американских драматургов Д. Гоу и А. д’Юссо вызвала одобрительный отзыв заведующего городским отделом культуры А. И. Батракова: «В общем и в целом постановка «Глубокие корни» — творческая удача народного театра Центрального дома культуры. Самодеятельные артисты уже дважды показали эту пьесу трудящимся Ухты, выезжали с этой постановкой в поселки Ветлосян, Дальний, клубы шахтинского куста. И везде зритель тепло приветствовал коллектив театра во главе с его бессменным режиссером Н. С. Григорьевой». В спектакле были заняты техник филиала института Печорпроект А. П. Оводов, Г. А. Солопекина, М. П. Урицкий, В. К. Киреева, инженер НПЗ З. Н. Козулина, В. Г. Черников.

7 февраля 1965 состоялась премьера спектакля «Дама-невидимка» по пьесе Кальдерона в постановке Н. С. Григорьевой.

28 марта 1965 г. в четвертый раз отмечался Международный день театра. В помещении ЦДК состоялся большой вечер народного театра ЦДК совместно с театральным коллективом г. Сосногорска.

28 мая 1965 спектакль по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы» был показан для слушателей университетов культуры и здоровья: «С большим успехом выступили в спектакле инженер нефтеперерабатывающего завода Зинаида Козулина, электромонтер телефонной станции Николай Клименченко, инженер Ухтинской тематической экспедиции Г. Солопекина, техник геологоразведки Светлана Васильковская и другие».

4 февраля 1966 заметка об актерах: «Трудно застать по вечерам дома дежурного инженера нефтеперерабатывающего завода Зинаиду Козулину, инженера нормативно-исследовательской группы геологического управления Владимира Григорьева, техника по холодильникам Ухтинской торгово-закупочной базы Светлану Васильковскую. У каждого из них есть второй дом — Дом культуры нефтяников».

Режиссер Владимир Богоявленский поставил спектакли «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова (1962), «Затейник» В. Розова (1966), «Далекие окна» В. Собко (1968).

Спектакль по пьесе В. Розова «Затейник», режиссер В. Богоявленский, художник Р. Хафизов, в местной газете был назван неудачным. В нем были заняты актеры В. Емельянов, А. Оводов, В. Лебедев. Совсем противоположной была заметка Л. Константинова 6 июня 1968 г. о премьере драмы украинского писателя Вадима Собко «Далекие окна» в постановке режиссера Владимира Богоявленского. В спектакле участвовали директор ЦДК М. Е. Маров, студентка железнодорожного техникума Лариса Захарова, работник УГТУ Вячеслав Емельянов, сотрудники «Печорнефтегазпроекта» Лидия Максимова и Александр Оводов, воспитатель УТЖТ Василий Петрачев, работник Ухтинской студии телевидения Юрий Заврежный, работница детского сада № 8 Вера Баранова. «Можно уверенно сказать, что с поставленной задачей артисты народного театра под руководством режиссера-постановщика Владимира Богоявленского справились, дав театральному репертуару Ухты еще один замечательный спектакль».

С 1968 г. с театральным коллективом работал режиссер Семен Абрамович Димент. В то время выпущены спектакли «Дом родной» М. Сторожевой (1969), «Другая» С. Алешина (1969), «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова (1970), «С легким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова (1971),«Эзоп» Г. Фигейредо (1971).

30 мая 1971, в воскресенье, театр отмечал 10 лет со дня присвоения коллективу звания «народный». За это время подготовлено 23 спектакля, они показаны 151 раз. За десять лет в театре поработали режиссеры Нина Сергеевна Григорьева, Владимир Богоявленский, Семен Абрамович Димент. Их сменили Г. Галинский, Л. М. Малинина. Секретарь ГК КПСС Л. Н. Новоселова вручила грамоты горкома и горисполкома режиссеру С. А. Дименту и коллективу театра. С приветственным словом обратился инструктор отдела культмассовой работы Ф. Ф. Князев. Он вручил коллективу театра Почетную грамоту Президиума Коми областного совета профсоюзов и диплом I степени республиканского смотра самодеятельного искусства, посвященного 50 – летию Коми АССР. Почетная грамота Коми обкома профсоюза рабочих нефтяной и химической промышленности вручена режиссеру Н. С. Григорьевой, многим актерам.

   
29 30 27 31
В. С. Хаин в роли слуги в спектакле «Недоросль».
Фото О. А. Сизоненко
Актер Ухтинского народного театра А. Лачугин.
Фото О. А. Сизоненко
И. Стоянов в спектакле «Слуга двух господ».
Фото из архива В. М. Гой
А. Гуторов в роли Бориса в спектакле «Гроза».
Фото из архива В. М. Гой
   
 

В 1974 г. в Ухту приехала В. М. Гой. Она тоже из Харькова, как и первый режиссер ухтинского театра Иосиф Иосифович Гирняк, и как один из его создателей Павел Михайлович Губенко, легендарный Остап Вишня.

Своим первым спектаклем «Смех и слезы» С. В. Михалкова (1976) В. М. Гой подтвердила звание народного, которое было присуждено в 1961 г. коллективу театра вместе с режиссером Н. С. Григорьевой.

25 апреля 1981 г. праздновали двадцать лет присвоения театру звания народного коллектива. Среди актеров Ольга Щепкина, Галина и Виктор Коблик, Александр Бажов, Александр Лачугин, Борис Машинский, Александр Рязанцев, Александр Дудкин. Б. Машинский – художник и осветитель, В. Коблик – звукорежиссер.

Через пять лет состоялся творческий отчет, посвященный двадцатипятилетию присвоения звания народного коллектива. Театр удостоен звания лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества трудящихся.

В сезон 1986-1987 гг. коллектив театра завоевал знак ВЦСПС, диплом Малого театра Союза СС Р.

Спектакль «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова стал победителем на Республиканском фестивале. Получили звание лауреатов, дипломы за лучшую женскую роль Манюшки Е. Горностаева и мужскую роль Аллилуи Н. Парфентьев. В спектакле были заняты актеры Н. Шишкина, И. Сенькин, С. Шутова, Е. Горностаева, П. Эрзяйкин, Н. Парфентьев, А. Суханов, А. Харенков, А. Шибаев. Спектакль показывали 23 и 24 января 1993 г.

Сцена из спектакля «Трактирщица». Слева направо: В. Двоеглазов, И. Сенькин, В. Михайлов.
Фото из архива В. М. Гой

32В 1996 г. детский спектакль «Остров королевы зла» был участником V Республиканского фестиваля театрального искусства для детей и юношества. Трое актеров получили дипломы лауреатов за игру.

С большим успехом состоялась премьера спектакля «Укрощение строптивой».

В мае 1997 в печати появилось сообщение о победе в конкурсе «Театр на пороге ХХ I века» и выигрыше гранта Сороса.

11 – 21 ноября 1999 г. Ухтинский театр принимал участие в Республиканском фестивале «Осенние коми вечера» со спектаклем «Слуга двух господ», удостоен диплома. Он был единственным самодеятельным коллективом, приглашенным на фестиваль.

29 октября 2000 г. на сцене ГДК состоялось празднование 65-летия Ухтинского театра. В последние годы были поставлены спектакли «Легенда об Уленшпигеле» Г. Горина, «Все хорошо, что хорошо кончается» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Мнимый больной» Ж. – Б. Мольера, «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского, «Дилижанс» по пьесе Л. Филатова.

Семьдесят пять лет существует театр Ухты. Здесь родились и успешно работают театры «Ровесник»(1959), режиссер Г. Н. Кулыгина, «Фрески» (1998), режиссер О. Щепкина-Макарова.

С 1992 г. в Ухте «прописался» Республиканский театральный фестиваль. Ежегодно в марте Ухта встречает гостей из Воркуты, Инты, Печоры, Корткероса, Сыктывкара, а также руководителей театральной лаборатории и членов жюри Фестиваля — москвичей П. Г. Попова и В. Б. Шрайбера.

Ухтинцы всегда любили театр. Театральные коллективы Ухты бережно хранят чувство причастности к делу первопроходцев ухтинской театральной сцены. Театральная традиция — одна из лучших традиций в культурной жизни города.

И. Д. Воронцова

Театр-студия «Фрески». Спектакль «Про Федота-стрельца» по пьесе Л. Филатова. Слева направо: И. Сенькин, В. Фомина, О. Щепкина-Макарова, Н. Торопова, Ю. Штин, М. Ибрагимов, Т. Корелина, М. Кучумова.
Фото из архива О. Щепкиной-Макаровой

33